«Центр» - «Мне хорошо, часть первая» ****

«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в ноябре.

Василий Шумов намедни вернулся из почти 20-летней эмиграции в Россию, а тут такое. Ну, вы знаете. Уехать в Лос-Анджелес лидер группы «Центр» успел до начала широких демократических преобразований – митинги и съезд народных депутатов он еще застал, а август 1991-го - уже нет. В общем, при Ельцине и Путине Василий Герардович тут не жил: мы-то привыкли, притерпелись, а ему по возвращении было очень странно смотреть на «такое». И он, как человек, не отягощенный уличным революционным опытом начала 90-х, решил все же пройти этот путь, пусть и в одиночку. Шумов искренне удивился отсутствию смысла в большинстве звучащих по телевизору поп-песен и затеял творческую акцию «Содержание» - пусть на вид это походило на смотр справедливо непризнанных талантов, но хоть какая-то движуха. Затем Василий стал организовывать концерты и акции политического содержания: например, он собирал средства и музыкантов в поддержку Артемия Троицкого, которого режим решил измотать абсурдными судебными исками. Попутно «Центр» выпускал собственные альбомы, все более и более сатирические. В первые месяцы после возвращения на родину Шумов еще шутил в текстах о капиталистах и антиглобалистах, но постепенно пучина российских политреалий поглотила его с головой. Альбом «Мне хорошо» практически полностью посвящен жуликам и ворам с упоминанием конкретной партии, лицемерию власти, телевизионной лжи, преследованиям оппозиции и всему такому прочему, что раньше обсуждалось на кухнях, а теперь обсуждается в фейсбуке. В отличие от трибуна Борзыкина, Шумов не голосит про «кремлядь», а под электронный аккомпанемент бубнит почти что под нос свои наблюдения за природой и хозяйственной деятельностью единороссов, но если вслушаться – по сути никто ведь не писал в последнее время столь острых песен протеста.

Шумов, в отличие от большинства, отравленного путинским застоем и выпускающего пар только в твиттере, не считает сочинение злободневных песен бесполезным занятием. В новой пластинке их целая россыпь, и каждая вторая годилась бы в качестве гимна сопротивления, если бы не два «но»: во-первых, гимны обычно не подразумевают ироничности, а во-вторых, музыканты сейчас влияют на умы аудитории гораздо меньше, чем, скажем, блогеры. Диск «Мне хорошо», сочиненный и записанный после счастливого известия о возвращении национального лидера на пост президента, по состоянию на начало декабря казался актом безрассудной смелости – и не только в связи со сверхкрамольным содержанием, но особенно из-за того, что публика вообще не услышала Шумова, а если и услышала, то сказала: мы это всё и так знаем, и чо?

По состоянию на середину декабря альбом «Мне хорошо» человеку непосвященному покажется попыткой музыканта оседлать оппозиционную волну, поднятую неуклюжим волшебником Чуровым. После митингов за честные выборы шумовские слоганы вроде «постсоветские царьки - несменяемы они» меркнут по сравнению с креативом плакатов, принесенных на Болотную площадь. И тем не менее «рассерженным горожанам» я настоятельно рекомендую внимательно послушать эту пластинку – здесь как минимум есть материал для еще десятка остроумных баннеров. А как максимум – это пример гражданского неравнодушия, которое нужно проявлять как можно чаще. О равнодушии неплохо устроившихся обывателей, кстати, очень остроумно повествует песня «Танец пуделя»: указанная порода намекает на истинного героя текста, но на самом деле тема шире. И главное – нам всем будет лучше, если эта и еще какие-нибудь композиции (страшный «Госбульдозер», например) с альбома «Мне хорошо» устареют еще в этом декабре, числу так к 24-му.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости