Deep Purple With Orchestra – «Live At Montreux 2011» ***

«Союз мьюзик». Релиз двойного диска состоялся в ноябре.

Приехали мы в Монтрё… 40 лет назад группа Deep Purple увидела дым над Женевским озером – загорелся концертный зал, где готовился к концерту Фрэнк Заппа. В огне никто не погиб, но вполне заурядное происшествие послужило толчком для создания одного из величайших хитов в истории рока – «Smoke On The Water». Подробности этой истории можно прочитать в любой «педии». Монтрё за прошедшие десятилетия остался местом проведения престижного джазового фестиваля, на который приглашают и представителей других жанров. Главное достижение Deep Purple за последние сорок  лет – это то, что они до сих пор живы и даже относительно здоровы: их не доконал ни уход автора знаменитого риффа из «Smoke On The Water» Ричи Блэкмора, ни другие смены состава, ни «усыхание» вокальных возможностей Иена Гиллана. 40-летие своей самой знаменитой песни «перпловцы» отметили сколь изящно, столь и предсказуемо – концертом с оркестром в том самом Монтрё.

«Deep Purple в Монтрё» - ей-богу, этот заголовок звучит как одно из высказываний Капитана Очевидность. Хочется надеяться, что сами рок-ветераны вкладывали в этот концертник некоторую долю самоиронии, но по факту двойной CD выглядит типичным live-бестом для редковолосых ценителей хард-рокового драйва 70-х, причем не самых любопытных. Понятно, что вдумчивым знатокам творчества Deep Purple этот релиз без особой надобности – все это они слышали не раз, и идея вновь войти в одно и то же Женевское озеро не покажется им интересной. А вот в качестве необязательного концертного сборника для ленивых сочувствующих данная пластинка - самое то: и с оркестром, и в Монтрё, и обязательные «Highway Star» c «Black Star» в трек-листе. Хороший подарок коллеге, который в молодости слушал «Папл» на бобинах, а потом остепенился: ему будет приятно поностальгировать.

К слову, рок-н-ролльная ностальгия – явно более животворящее чувство, чем, скажем, попсовая. Когда смотришь на участников какой-нибудь «Дискотеки 80-х», иногда возникает ощущение, что они прямо сейчас могут рассыпаться в пыль, несмотря на ботокс, штукатурку и фонограмму. Западные рок-деды, несмотря на наполненную излишествами молодость, постарели очень красиво, покрылись благородными морщинами, но свой рок-н-ролл играть не разучились. Как показывает свежий сборник, неподдельный драйв они по-прежнему производят на совесть, и об их возрасте слушателю напоминает разве что оркестр, оттеняющий строгостью партий некоторые песни программы. В большинстве случаев ветераны справляются сами, причем главным средством против вялости оказывается гитара Стива Морса. Каких-то 17 лет назад он пришел на постоянную работу в группу, и, сравнивая его с Блэкмором, «диппаплисты» отмечали излишнюю техничность манеры Морса: Ричи будто бы звучал более «душевно». Теперь быстрые пальцы Стива (которому, между прочим, тоже уже 57) держат в тонусе остальных: Гловер и Пейс вдохновенно воспроизводят привычные партии, клавишник Дон Эйри, заменивший Лорда, не менее аутентично повторяет предшественника, а потрепанный вокал Гиллана черпает энергию из зрительской поддержки. В самом деле, послушайте какой-нибудь из классических хитов Deep Purple, записанных этим летом в Монтрё, будь то «Smoke On The Water», «Highway Star», «Strange Kind Of Woman» или «Black Star»: певцу, кроме коллег по группе, помогают воспоминания публики о том, как звучали эти песни раньше. И в этот момент совсем несложно убедить себя, что и сейчас они звучат так же. Ну почти.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости