«АукцЫон» - «Юла» ****

«Геометрия». Релиз диска состоялся в октябре.

Гений не гений, но парадоксов друг однозначно. Это про группу «АукцЫон», во все периоды своей истории выбиравшую самые неоднозначные творческие пути и при этом умудрившуюся повлиять на многих важных русских музыкантов. В Ленинградском рок-клубе они были почти что изгоями, ибо развивались большей частью внутрь себя, противореча общепринятым тенденциям и музыкально, и имиджево. Перестроечная волна выхода групп из подполья вместе с остальными вынесла на поверхность и «АукцЫон», чем тот и не подумал воспользоваться в смысле монетизации общественного интереса к себе. Новые пластинки коллектива не считались обязательным слушанием для любителей русского рока, не пропускавших релизов «Кино» и «Аквариума»; это уже потом как-то само собой тогдашние диски «АукцЫона» оказались классикой – и среди поклонников этих записей никогда не было случайных или следящих за модой людей.

Что было дальше: группа втихомолку выпустила пяток образцовых альбомов, впоследствии в сильной степени сформировавших вкус «Мумий Тролля» и других артистов того поколения; усилиями Олега Гаркуши поработала зримым образцом рок-н-ролльного образа жизни со всеми втекающими излишествами; поспособствовала утверждению звезды Сергея Шнурова и «Ленинграда». Каждый из этих пунктов можно было развить в нечто глобально-успешное даже в контексте нашего через губу общающегося с рокерами шоу-бизнеса. Но Леонид Федоров, в котором не все узнавали реального лидера «АукцЫона» (фронтменствующий Гаркуша оттягивал львиную часть внимания на себя), опять проявил полное равнодушие к экстенсивному пути развития и ломанулся, называя вещи своими именами, в музыкальные дебри. Пока подвижники-издатели тиражировали «Пионера» и «Волчицу» в сборниках лучших песен «АукцЫона», Федоров экспериментировал с фолком и авангардом, коллаборировал с джазменами и инди-музыкантами, в том числе с зарубежными. Признаться, в этих опытах даже искренние поклонники «АукцЫона» мало что понимали, но не ругать же гения, если сам не дорос до его уровня. К тому же группа не распускалась, концертировала, исполняла старые хиты, как бы странно это слово ни звучало применительно к, например, «Осколкам». Вопрос о новом альбоме при этом даже не поднимался, казалось, что все уже написано, а собственные изыскания Федорова вели его в какую-то непостижимую глубь. Потом новый альбом все же появился, оказавшись всего лишь облегченной разновидностью экспериментальных деяний лидера «АукцЫона». А потом, когда уже не ждали, случилась парадоксальная «Юла».

Ну вот да – как говорится, «после всего» у «АукцЫона» вдруг хватило запала выпустить запростецкий альбом вроде «Жопы»: с обычными песнями, внятными свежими мелодиями, знакомыми голосами, текстовыми шуточками… Такая пластинка вполне могла выйти году в 1989-м – по крайней мере азартом и озорством тогдашним дискам группы «Юла» не уступает. При этом спираль музыкального мышления и оснащения «АукцЫона» поднялась с тех времен на пару оборотов вверх как минимум. У многих опытных групп случались альбомы, в которых они вроде бы тщательно моделировали выход прежних трюков на новый уровень, но уже к середине этих пластинок у слушателей оставалось только одно желание – задать вопрос «ну и что?». «Юла» держит с начала до конца, взлетая и провисая, опускаясь в пошлость «Кожаного» и завораживая магическими скороговорками «Хомбы» и «Мимо», впадая в странную балканщину, распрямляясь в психоделическую пружину и выдавая негаданные радиохиты… Альбом по традиции начали хвалить еще до релиза – и на сей раз апологеты ничуть не преувеличили: признанные классики оказались вполне живыми современниками, и даже если кто-нибудь назовет диск «Юла» великим, это пластинке ничуть не повредит.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости