Майкла Наймана разогрел Дмитрий Маликов

Концерт музыканта и композитора Майкла Наймана и его оркестра состоялся 30 сентября в «Барвиха Luxury Village». Его имя известно как любителям современной академической музыки, так и киноманам: Найман написал музыку к нескольким десяткам фильмам, включая картины Питера Гринуэя и Джейн Кэмпион. Музыка Наймана циклична, порой монотонна, что создает несколько психоделический эффект. Сам Найман назвал себя минималистом, заметив, что он отрезал от своей музыки все лишнее в пользу главного.

В прошлом году маэстро представил публике свою звуковую дорожку к фильму советского режиссера Дзиги Вертова «Шестая часть мира», вышедшему на экраны в 1926 году: время перемен, надежд, становления империи. Это был первый пропагандистский фильм, прославлявший Советский Союз и его граждан. Казалось бы, советская империя рухнула, коммунистические идеи нынче не в почете, так почему же именно этот фильм так привлек Наймана? Во-первых, о культуре эпохи становления коммунизма композитор узнал, еще будучи студентом консерватории, от своего преподавателя, которому были близки идеи равенства и братства. Во-вторых, Найман и сам снимает фильмы, и стиль Вертова очень близок ему: «Документалистика Вертова, его построение образов, переданных в подлинной документальной манере, дают мне свободу творчества», – сказал композитор в недавнем интервью.

Перед началом выступления в Москве г-н Найман вышел в холл концертного зала, чтобы пообщаться с публикой. Этим он тоже знаменит – легкой манерой общения, открытостью, уважением к своим слушателям. Сам концерт, как ни странно, начался с так называемого разогрева, если в данном случае уместно употребить такое слово. Для начала на сцену вышел Дмитрий Маликов, сыгравший «The Heart Asks Pleasure Firs.» из фильма «Пианино» Джейн Кэмпион, затем свое слово и ноту вставили Петр Налич и Анна Чайковская, исполнившие отрывок из наймановской оперы «Dido. Пролог». А уже потом настала очередь самого Наймана, который «угостил» избалованную публику своими знаменитыми произведениями. Основное «блюдо» было отложено до второй части концерта.

Фильм Вертова – это череда ярких образов и текстовок, главный смысл которых можно свести к следующему: все граждане Советского Союза - хозяева его земли, всё принадлежит всем. Забавно, что фильм был снят по заказу Госторга, которому надо было продемонстрировать экспортные возможности СССР. Потому-то мы и видим, как стригут овец на Кавказе, отстреливают пушнину на Крайнем Севере, убирают лен в центральных районах и выращивают хлеб в южных. Получается, что одно из сокровищ мирового кинематографа имеет свой подтекст, и свой подтекст имел и концерт Наймана в Барвихе. На экране мелькали кадры, изображавшие тяжелый труд рабочего класса, и тексты, позорящие капиталистические страны, а в зале сидели те, кто, хоть плоть от плоти простой народ, но давно ассоциирует себя не с ним, а как раз с тем самым капиталом. Стоит ли говорить, что многие состояния в современной России были нажиты теми, кто слишком буквально понял послание Вертова о принадлежащих им природных богатствах? В Барвихе пропаганда обернулась фарсом. Понимал ли это сам композитор?  Вопрос открытый, и в следующий приезд маэстро в Россию его нужно непременно задать. 

Последние новости