«Пилот» - «Осень» ****

Thankyou.ru. Интернет-релиз диска состоялся 1 сентября.

Нет, определенно в воздухе вокруг нас слишком много информации. Хочется иногда по-простому, по старинке – услышать клевую новую песню, порадоваться и задаться вопросом: а что это было? Увы, гораздо чаще бывает наоборот. Пресс-релизы услужливо дают ответы на вопросы, которые ты вовсе не хотел задавать. «Группа Х выпустила такую-то песню. Она о том-то и о том-то, а подтекст в ней следующий. И да, это очень хорошая песня, не хуже, чем получались у группы 15 лет назад». Альбом еще не успеет выйти, а ты уже знаешь, о чем он и как там сыграно – и прям порой даже музыку слушать не хочется. Сюжет нового клипа известен тебе заранее, и остается только удивляться, почему распиаренная задумка режиссера так слабо соответствует происходящему на экране. А особенно печальна ситуация с клевыми новинками. Повсюду мы встречаемся с десятками, сотнями анонсов клевых новинок – и в 95% случаев разочаровываемся при личном знакомстве с ними.

Группа «Пилот» сочла своим долгом хорошенько подготовить поклонников ко встрече с новым альбомом. Было сообщено, что команда возвращается к звучанию первого альбома «Война», и объяснено, зачем. Оказывается, русский рок так сдал свои позиции, что современным парням нечего петь во дворах под гитару – вот Илья Черт с Ко и торопится на подмогу, а то сколько же можно играть Цоя с Шевчуком. Что должен подумать измученный потоками информации современный человек, получив такие музыкальные новости? Что «Пилот» в своих экспериментах законно дошел до ретроградства, взять хотя бы название альбома. Лично я задумался о дворах и гитарах. Боюсь ошибиться, но похоже, что дворово-гитарному братству на смену давно пришли социальные сети и компьютерные игры. По крайней мере наблюдаемая мной с восьмого этажа ночная дворовая жизнь сводится к пьяным воплям и, в лучшем случае, гоготанию на детской площадке. Сколько не силился разглядеть в тусклом свете фонарей – не смог заметить среди этой публики гитаристов, страждущих нового репертуара.

Иногда лучше писать песни, чем пресс-релизы – в чем и убеждает альбом «Осень». Это действительно крепкая и внятная русскороковая пластинка с большим количеством номеров, способных войти в историю жанра и звучащих при этом совершенно не архаично. Ну чего стоило Илье Черту сначала дождаться, пока композиции «Жизнь без билета», «Путь к закрытым городам», «Семь ключей», «156-й» и «Двор» действительно запоет народ – а потом бы уже объяснил, что так и было задумано. В возвращении к старому звучанию тоже, как оказалось, нет ничего плохого, если саунд обрамляет действительно удачные произведения. Мелодичные «песни под гитару» «Путь к закрытым городам», «156-й», ностальгическая баллада о детстве «Сестренка лета» сменяются на пластинке жесткими, но ладными боевиками «Пять пограничных состояний» (смахивающим на лучшие вещи группы «Монгол Шуудан»), «Перегоны» (с гармонью!) и «Осень» (вопреки названию и канонам жанра, это не баллада). Песней «Двор» в будущих интернет-энциклопедиях можно иллюстрировать статью про «Пилот» - получился типичный образчик творчества группы. Известную схожесть с «Алисой» «Пилот» подчеркивает в треках «Семь ключей» и «Сибирские леса», причем это такой Кинчев времен альбома «Шабаш». Респект шевчуковским «Осеням» Илья Черт выразил в «Жизни без билета» - там даже звучание гитары подснято у «Что такое осень». Интересна помпезная аранжировка кавер-версии «Степь да степь кругом» - так и ждешь после вступительного инструментала, что запоет не Илья, а какая-нибудь Тарья Турунен.

Есть на альбоме и остро неудачные композиции – назову «Сны идиота», «Счастье чужое» и, возможно, «Депрессивную зиму». По нынешним временам это опять-таки редкость, чтобы диск был составлен не из пары хитов и невнятного наполнителя, а почти все треки вызывали у слушателя сильные и разнополюсные эмоции. Что ж, «Пилоту» удалось их вызвать. Только какой пресс-релиз способен написать об этом так, чтобы ему поверили?

Алексей Мажаев, InterMedia 

Последние новости