Трибьют «Делай меня точно» ****

Afisha.ru. Сетевой релиз диска состоялся в июле. Релиз на физическом носителе ожидается в сентябре.

«Мумий Тролль» - группа, изменившая в конце ХХ века отечественный музыкальный ландшафт, придавшая новый смысл нестыдному русскому поп-року. Конечно, она давно заслуживала трибьюта. Идеологом проекта выступил журнал «Афиша» - поэтому свои обработки песен Ильи Лагутенко представили в основном фавориты этого издания, от Даши Люкс до Padla Bear Outfit, от Moremoney до «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки». Журнал проводит некую параллель между явлением «Мумий Тролля» народу и возникновением десять лет спустя волны новой независимой музыки, не подстраивающейся под форматы и не мечтающей о телеэфирах. Ниже мы рассмотрим эту связь под иным углом, а пока отметим, что помимо собственно музыкальных треков (и видеоклипов разной степени самопальности), проект «Делай меня точно» сгенерировал такой поток воспоминаний и размышлений о «Мумий Тролле», который тянет на хорошую книжку. Обещано, что какая-то часть этой информации войдет в буклет будущего CD-издания. Участники трибьюта рассказывают о том, как на них повлиял «МТ», полемизируют с авторскими версиями в своих римейках и, как водится в подобных сборниках, балансируют между уважением и самовыражением. Примечательно, что многие выбрали для исполнения песни с «Шаморы», альбома ранних вещей «троллей», переписанных отнюдь уже не юным Лагутенко, отчего ощущение диссонанса при прослушивании нет-нет да и возникало. А когда за «Кассетного мальчика» и «Лунных девиц» берется молодая шпана, все звучит более естественно.

Тон сборнику задают «Обе две» с «Забавами». Девушки в который раз доказали, какие они умнички, красиво спев красивую песню, но и принципиально настояв на своем прочтении – припев лишился последней строчки. InWhite придали некий новый смысл «Обещаниям» - песне, которая ранее ассоциировалась в основном с провалом «Мумий Тролля» на «Евровидении»: нежный женский вокал способен творить чудеса. Впрочем, не всегда: в версии «Дельфинов» от Moremoney слышится слишком сильное желание препарировать этих самых дельфинов до неузнаваемости, а в «Доле риска» Cheese People перебрали с нарочитой манерностью голоса. А вот «Карнавала.нет» выиграла от смены настроения: группа «Встреча рыбы» исполнила этот легковесный трек голосом донельзя взволнованного Владимира Шахрина – и это сработало. Встреча группы «Кассиопея» и группы «Медведица» по определению не могла быть теплой, и жестокая белорусская самодеятельность превратила безбашенный диско-хит Ильи Лагутенко в акапельный квазифольклорный плач, похожий на частушки в исполнении Валерия Золотухина. Но тут, конечно, скорее стоит смеяться, чем переживать за испорченную песню. «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» навалилась на «Лунных девиц» всей мощью своих многочисленных вокалисток, а также баяна и виолончели – вышло чуть неряшливо и бардачно, но в целом убедительно. «Барто» авторизовала «На яды»: полное ощущение, что Мария Любичева сейчас привычно продекламирует, что «скоро всё е…нется», но при чем здесь «Мумий Тролль»? Трек «В рейс» Everything Is Made In China ценен в основном тем, что дает редчайшую возможность услышать пение этой группы на русском. Этот же трек проект «Космокот» сделал совершенно иначе – забавно, кстати, что целых два кавера сделаны на совсем неочевидный хит. Трибьют содержит также две версии «Карнавала»: вторую «Наркотики» соорудили едва ли не в стилистике рэпкора. Pianoboy Дмитрий Шуров сделал «Утекай» одновременно джазовой и борзой – на любителя, но с задачей преобразовать архетипический хит во что-то новое он, в общем-то, справился. Даша Люкс не стала переделывать «Делай меня точно», разве что добавила серьезности в припев – и нужно сказать, что женский вокал заглавную песню трибьюта очень украсил. EnFace&Spillikin записали «Лазурно-бирюзовых» так, будто это песня Цоя, а не Лагутенко. «Сансара» объединила в один трек «Непокой» и «Эхом гонга», и только самые упертые фанаты укажут на ошибку. От бикбоксера Галуна как раз нужно было ждать большей оригинальности, однако он во многом скопировал в «Невесте» лагутенковские интонации. Ну а группа Manicure очень точно попала в почти детские эмоции «Кассетного мальчика».

Еще на диске есть: Miiisha с «Черной дырой» - ернический синти-рэп; «Скорость» от Dza – электронный инструментал; «Сайонара-диска» от Padla Bear Outfit – пародия на японских металлистов, крайне далекая от «МТ»; замедленная «Ему не взять тебя» Гали Чикис и отстраненная «Так надо» «СВ Хутора». Самое странное – пожалуй, ни в одной из версий не замечено законного молодежного стремления стереть «учителей» с лица земли: даже те, кто не фанатеет с Лагутенко, постарался сделать «по-своему», но никто не позарился на то, чтобы сделать лучше. Ну а говорить о том, что «Мумий Тролль» взрыхлил волну молодых талантов, по-настоящему можно будет только тогда, когда хотя бы часть публики на полном серьезе переспросит: «Кого-кого перепели наши любимые «Наркотики» и Padla Bear Outfit? «Мумий Тролля»? Нет, не слышал про таких». Пока подобный расклад видится вполне фантастическим.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости