Jukebox – “Rodina, часть 1” ***

Jukebox. Релиз диска состоялся в июне.

Трио Jukebox исполняет музыку без применения музыкальных инструментов, сочетая сразу две нестандартных техники: они одновременно и вокальное трио, и битбоксеры. Как вокальные коллективы, так и лица, имитирующие голосом разнообразные звуки, встречались неоднократно, но все же не столь часто, чтобы не причислить их жанры к оригинальным. А объединившие эти приемы Илья Иванов, Владимир Иванов и Гарри Краулис выглядят оригиналами вдвойне. В 2006 году их творческий поиск был удостоен специальной премии Аллы Пугачевой на фестивале «Пять звезд»; после этого трио перебралось из Казани в Москву, выпустило два альбома (рецензируемая пластинка – в дискографии вторая), стало ожидаемым гостем на телепередачах - однако, увы, не переросло статус «музыкального аттракциона», каковым воспринимается при первом знакомстве. Это по-прежнему скорее прикол и диковинка, чем полноценный участник музыкального процесса. Есть ощущение, что творческий поиск «Джукбокса» сразу увенчался творческой находкой, на чем благополучно и застопорился. Группе не хватает какого-то креативного следующего шага, который, на мой взгляд, должен быть связан с изменениями в репертуаре.

Пока же – и новый диск это подтверждает - Jukebox все еще берет формой, а не содержанием. Собственные произведения в основном представляют собой абстрактную любовную лирику с налетом арэнби. Да, участники команды с помощью одних лишь ртов замечательно аккомпанируют  лид-вокалу Владимира Иванова, но, если абстрагироваться от методов звукоизвлечения, слушать эти песни будет достаточно скучно. Немного веселее становится, когда трио обращает внимание на жанр регги, как в треке «Я-я-я», считающемся самым актуальным хитом «Джукбокса». Но и тут сразу легко отыскать аналоги – например, «Пятница», тоже не злоупотреблявшая использованием большого количества инструментов, и «Бумбокс». Сравнения оказываются не в пользу наших героев: та же «Пятница» при скромных аранжировочных средствах наполняла свои произведения такой бездной аллюзий и смысловых слоев, что на этом фоне песни Jukebox кажутся слегка примитивными. Ну а после неожиданного зрительского успеха «Бумбокса» в России «Я-я-я» может показаться попыткой поэксплуатировать чужую популярность. Из своих песен «Джукбокса» выделяется «Фрейд», поскольку в кои-то веки группа выбрала забавную тему про то, что «иногда банан – это просто банан». Регги-полемика с доктором Фрейдом выглядит вполне остроумной, несмотря на отчасти рискованный текст («яйцы – это просто яйцы, из них потом курицы вылупляйцы»).

Кроме того, Jukebox по-прежнему охотно делает битбоксерские римейки известных песен, что гарантирует им дальнейшие приглашения в «Достояние республики» и прочие программы, где исполняют кавер-версии. На альбоме «Rodina, часть 1» особенно поражает эклектичность обрабатываемой музыки – в диапазоне от «Папиных дочек» до «Зимнего солнца» из репертуара группы Tequilajazzz. И без того шуточная «чайфовская» «Аргентина - Ямайка» обогатилась всякими «пыщ-пыщ» и вовсе уж непристойными звуками, а бутусовские «Гороховые зерна» - какими-то восточными интонациями: обработчики явно не хотят спасовать перед мощным оригиналом, поэтому в желании авторизовать его слегка переливают через край. Правда, не всегда: то же «Зимнее солнце» переделано довольно бережно.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости