Нино Катамадзе и Insight – “Redline” ****

«Мистерия рекордс». Релиз DVD состоялся в июле.

Главная ценность Нино Катамадзе и ее группы – в том, что они возвращают в музыку первоначальные и, казалось бы, утраченные смыслы. Ведь по всему, ну просто по всему выходит, что их успех в наше время невозможен – и стиль не тот, и национальность, и нежелание подстраиваться под вкусы публики. Любой ведущий продюсер, любой программный директор пошлет такую музыку и ее исполнителей далеко и надолго – потому что как он сможет такое продать? как такое способно развлекать алчущую удовольствий толпу? А вот поди ж ты: запись концерта сделана 26 ноября прошлого года в заполненном Crocus City Hall. Лица зрителей иногда показывают: да, там есть представители грузинской диаспоры, но они не в большинстве – остальные добровольно и с радостью пришли послушать музыку на непонятном для них языке, плакать под нее, грустить и мечтать. Нино Катамадзе не нужны продюсеры – ее связь со зрителем прямая, несмотря на то, что по-русски она говорит с трудом.

Музыку не всегда слушали для развлечения: под нее танцевали, но одновременно испытывали радость свободы; она катализировала душевные переживания, она служила утешением, учила жизни и открывала горизонты – как исполнителям, так и слушателям. Теперь мы к музыке относимся как к разновидности сферы обслуживания: а ну-ка спойте нам про несчастную любовь! или вот потрясите козой и порычите гитарами! или побыстрее тыц-тыц, менеджеру нужно хорошенько оторваться в пятницу! Индустрия реагирует на социальный запрос, бесперебойно поставляя музыкальные развлечения на любой вкус. Но когда талантливые люди создают музыку по запросу собственной души, получается нечто настоящее, что выходит за рамки развлекательного бизнеса. Катамадзе – один из ярких примеров именно потому, что в ее случае люди реагируют на вещи, противоположные тем, которые считаются правильными в шоу-индустрии.

Insight играет в странном жанре – джаз не джаз, world music не world music, психодел не психодел, но точно ничего остромодного. В группе собрались настоящие фанатики своего дела, слишком уважающие это дело, чтобы подстраиваться под какие-то форматы. В итоге рождается синтетический стиль, впитавший и богатый грузинский фольклор, и мировой джаз, и, скажем, арт-рок с трип-хопом. Если исключить голос Нино, будет очень интересная и качественная инструментальная музыка, которая при добавлении к себе Катамадзе местами становится гениальной. При этом вокал солистки сам по себе сложно назвать уникальным. Есть куда более техничные певицы, на концерты которых зрители ходят как на аттракцион, подобный шоу претендентов в Книгу Гиннесса. На концерты Нино Катамадзе идут за эмоциями и чувствами, а этот эффект рождается из сочетания вокального диапазона, мастерства и душевных вложений инструменталистов и искренности солистки. Нелепый наряд Нино, ее путаные реплики на русском, ее уходы в зрительный зал с последующими извинениями перед съемочной группой и детская радость при виде букетов – даже в записи прекрасно видно, что она не рисуется.

В случае с Катамадзе полной ерундой оказывается и разность менталитетов между русскими и грузинами – казалось бы, усугубленная донельзя пятидневной войной 2008 года. Судя по лицам зрителей в зале, они уже готовы опять объединиться в одну страну с Грузией – хотя бы потому, что Нино Катамадзе и Insight делают из своей музыки какую-то наднациональную субстанцию, где совершенно не важно, о чем поют. Мысли о чем-то большем вызывают не слова и даже не ноты, а какие-то неуловимые и трудноформулируемые вибрации. Впрочем, те, кто со времен Советского Союза соскучился по грузинскому многоголосью, увидят в середине концерта два номера с участием вокального ансамбля «Тбилиси».

Ставя этот концертник на play, я понятия не имел, о чем будет рецензия, но заранее был совершенно уверен в том, что музыка создаст некое правильное и важное настроение и точно не разочарует. Так и получилось. Приятного просмотра и вам.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости