"Ляпис Трубецкой" - "Веселые картинки" ****

Thankyou.ru. Релиз диска состоялся 11 марта.
Сергей Михалок глумливо-нежным голосом запевает: "Я хочу, чтобы каждый, кто слушает эту пластинку, представил себя ежиком, зайкой или волшебной снежинкой", - так начинается "Интро" этого альбома. Начало не в бровь, а в глаз, хотя и не имеет отношения к выбору талисмана Сочи-2014. "Ляпис Трубецкой", как всегда, сразу находит чем удивить. За последнее время без сюрпризов обошелся только альбом "Культпросвет", которым Михалок и Ко домучивали свою агитпроп-трилогию. Но перед этим от группы вечно было непонятно чего ждать: сиротские пародии на попсу то оборачивались вдруг песнями подлинных белорусских гопников, а то вдруг перерождались в жесткие антиглобалистские гимны. При этом в качестве продукта группа практически не проседала, выдавая энное количество хитов вне зависимости от преобладающего в данный момент имиджа. Альбомы "Ляписа" принадлежат к редкой ныне категории ожидаемых и, что особенно ценно, почти всегда оправдывающих ожидания. Перед "Веселыми картинками" анонсировался отход от революционного задора с тем, чтобы уделять больше внимания не идеям, а эмоциям. Почти половина песен пластинки была обнародована заранее на синглах. И тем не менее то, как заявленная концепция будет решена, заранее предсказать было невозможно.
Между тем, революционность подхода на сей раз заключалась в отсутствии концепции. На номерном альбоме "Веселые картинки" "Ляпис Трубецкой" звучит узнаваемо, но в то же время эклектично, что, не исключено, смутит любителей цельности высказывания. Однако на самом деле тут можно найти песни на любой вкус, а для тех, кому нравятся разные "музыки", диск станет настоящим пиршеством. Главной песней альбома нужно считать "Я верю": Михалок с усталыми и мудрыми интонациями пытается объединить мировые религии, не прибегая к крикливым манифестам (на композицию снят потрясающий клип). "Спортивным частушкам" на диске тоже нашлось место: "Священный огонь" точно описывает состояние, когда молодость сменяется конформизмом, и дает обещание, что с "ляписами"-то такое не случится. Еще один важный трек — "Грай", на белорусском языке. Нужно отметить, что Сергей Михалок никогда не позиционировал себя борцом с режимом Лукашенко, а на прямые ответы по поводу минского диктатора отвечал то уклончиво, то загадочно. Впрочем, и ежику с зайкой понятно, что уровень внутренней свободы "ляписовских" произведений слабо коррелируется с белорусским режимом, что и приводит порой к отменам концертов в некоторых городах и периодическим попаданиям группы в неофициальные черные списки. Песня "Грай" была обнародована в декабре, что совпало с истеричным разгоном оппозиции после президентских выборов и упеканию большинства лукашенковских конкурентов за решетку. Михалковские строки "ім вясны не трэба, ім зімы б паболей Каб ты хлопец спаў на пячы ў няволе" перевода не требуют, а боевитый припев и использование народных инструментов в аранжировке вполне однозначно иллюстрируют политические симпатии самой известной белорусской рок-группы.
"Веселые картинки" включают также две удачные кавер-версии ("Африка" "Комитета охраны тепла" и "Зоопарк" Егора Летова), типичную "ляписовскую" веселуху вроде "Принцессы" и "Дикого койота". Есть и песни, в которых Михалок, выражаясь словами классика, "не кричал, а тихо-тихо пел" - например, проникновенные "Нафта", "Шут" и "Космонавты". Но и здесь хватает парадоксального юмора и тонкого владения словом. Чего стоит хотя бы фраза "прорвался в высшую лигу маленький ежик в тумане". Столь трогательные образы не имели шансов пробраться в три предыдущих альбома, но, ко всеобщей радости, дождались своего часа на "Веселых картинках".
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости