Михаил Марголис — "АукцЫон. Книга учета жизни" ****

"Амфора". Книга вышла в свет в ноябре.
Книгу про "АукцЫон" написать невозможно по двум причинам. Во-первых, группа при жизни признана великой, а ее лидер Леонид Федоров — гениальным. ВсЈ это так давно носит характер аксиомы, что попытки как-то доказательно аргументировать эти положения либо не предпринимаются вообще, либо сводятся к каким-то пафосным и ничего на самом деле не объясняющим формулам. Во-вторых, Федоров не большой любитель давать интервью, к тому же он, как и остальные участники "АукцЫона", довольно приблизительно помнит последовательность событий в истории группы. Правда, Владимир Веселкин, как ни странно, одно время вел дневник — и кто бы мог ожидать такого от разнузданного танцора? Однако он никогда не был ключевым участником "АукцЫона", да и работал в группе относительно недолго. Прочие же искренне хотели помочь автору биографии, и даже столь разговорчивого Леонида Федорова раньше встречать не приходилось — но в показаниях все путаются отчаянно.
Несмотря на эти сложности, книжка про "АукцЫон" вышла, и она убивает сразу двух зайцев: наконец-то доказывает аксиомы и рисует очень последовательную и внятную историю коллектива. Автор Михаил Марголис добросовестно проделал гигантскую работу — поговорил практически со всеми, кто имел и имеет отношение к явлению, и выступил в амплуа почти беспристрастного комментатора. Это не биография в цитатах, как сейчас модно; авторский текст здесь очень важен, он направляет историю в правильное русло, не впадая в пафос. Четко выдержана хронология: возможно, многие удивятся тому, что небожители из "АукцЫона" не спустились к нам с небес, а вышли из обычных ленинградских коммуналок. Гений Федоров сначала был совершенно обычным советским студентом, и никаких видений и откровений ему не было. Просто, заинтересовавшись музыкой, он стал все глубже и глубже ее изучать и постепенно стал тем, кем стал. А синтез интересов участников разномастной банды под названием "АукцЫон" дал рок-сцене крайне необычное явление, которое на фоне "Аквариума" и "Кино" казалось слишком выпендрежным, театрализованным и предпочитающим форму, а не содержание. Подробно описывая сложности существования начинающей независимой рок-группы, Михаил Марголис предпочитает здравомыслие пафосу. Пожалуй, только один раз (с. 101) в его документальном романе прорывается стиль, в котором музыковеды конца 80-х писали о только что разрешенной рок-музыке: "Усугубляя чем и кем возможно собственную театральность, еще сохраняя имидж этаких ряженых шутников, где-то даже юродивых от рок-н-ролла (среди когорты русский рок-мудрецов, поющих о вечных вопросах и поколенческой рефлексии), "аукцыонщики" в "Багдаде…" уже нащупывают известную в искусстве, но неповторимую у каждого талантливого автора ноту страдающего шута, острящего, не улыбаясь, фехтующего с миром и обороняющегося от него убийственным смехом и испепеляющей независимостью своих мелодий, жестов и суждений". Не пугайтесь, все остальное много лучше. Книга обязательна для прочтения всем любителям "АукцЫона", а также тем, кому не вполне понятны дежурные восторги критики по поводу группы и сольных работ Леонида Федорова. Из неожиданных моментов можно отметить цитаты экс-солиста коллектива Сергея Рогожина. Еще работая в группе, он со своим режиссерским образованием смотрел на "самодеятельных" коллег немного свысока и при первой возможности сбежал на "большую эстраду". Интересно, что этот снисходительный взгляд сохранился у него и поныне — хотя где сейчас Рогожин и где "АукцЫон"?
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости