Евгений Гришковец и "Бигуди" — "Радио для одного" ***

"Снегири музыка". Релиз диска состоялся в декабре.
Треки с этого альбома сначала по одному выкладывались в интернете. Парочку я послушал, а потом даже ленился включать — казалось, что идея музыкально-бормотального альянса группы "Бигуди" и Евгения Гришковца себя исчерпала. Нет, ну "Бигуди"-то продолжают развиваться — а вот Гришковцу сложнее. В блестяще освоенном им жанре монологов под музыку уже тяжело сказать что-то новое или хотя бы довести до совершенства старое. Поэтому порция новых треков представляется неким бегом по кругу: вот толика морализаторства, вот вариации на тему "Настроение улучшилось", вот очередная лекция от Капитана Очевидность. Да и внешне Евгений все сильнее соответствует тому самому образу чахлого и неухоженного интеллигента с либеральной бороденкой из выступления премьер-министра, что заметно сужает целевую аудиторию его монологов. При этом театральные опыты Гришковца или посты в ЖЖ по-прежнему занимательны, удачны и органичны. Песни же, назовем это так, в свете развития коммуникаций моментами кажутся произведениям зануды, старающегося растянуть емкое сообщение в фейсбуке или твиттере на пять минут.
Полноценный альбом "Радио для одного" (отчасти симптоматичное название) тоже оставляет двойственные впечатления — есть удачные мысли, есть красивые музыкальные фразы, но и проскакивает досада от того, что "сколько ж можно". Гришковец и "Бигуди" явно ищут новые формы взаимодействия spoken word и аккомпанемента, меняют пропорции количества того и другого в разных произведениях, но разбалансировка все равно присутствует. Примечателен в этом отношении трек "Пусть песня доиграет": лирический герой, маленький Капитан Очевидность, не хочет отвечать на важный телефонный звонок, пока не закончится его любимая песня. "Пусть песня доиграет", - уговаривает глуховатый голос "человека из Кемерова", и вдруг музыка, приятная музыка вытесняет Гришковца из песни. В других случаях писатель более отчаянно отстаивает свои исполнительские права — почти все эти треки сосредоточены в начале альбома. Очень недурны "Километры", поскольку в них автор пошел чуть дальше озвучивания повседневных бытовых мыслей. "Верить" и "Мы здесь" - какое-то сентиментальное морализаторство. В первой из них Гришковец проговаривает важные, но вполне банальные соображения о том, что хочет научиться верить близким, даже когда знает, что они врут. А во второй писатель поет гимн настоящим мужчинам, выискивая проявления этой "настоящести" в каких-то простых, иногда притянутых за уши сценках — например, один из образцов для подражания дал в долг своей бывшей на подарок мужу. Равноправно текст и музыка сосуществуют в лирических композициях "ВсЈ" и "Возьми меня за руку", а в прочих вещах "Бигуди" выталкивают Гришковца на периферию внимания. В песне "Smile" Евгения вообще нет, а по-английски поет лидер "Бигудей" Максим Сергеев. Англоязычная музыкальная вставка в "Ближе" запоминается лучше, чем произнесенные Евгением слова. Эти треки в принципе подтверждают Гришковца, который традиционно хвалит все возрастающее музыкальное мастерство Сергеева. Однако по-прежнему нет уверенности в том, что "Бигуди" способны громко прозвучать как самостоятельная творческая единица. Они хороши в рекламе, они бесподобно оттеняют хрипловатые откровения Евгения Гришковца, но вряд ли готовы рассчитывать на широкую сольную популярность.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости