"Хроноп" - "Двенадцать писем на небо" ****

"Союз Мьюзик"/Zenith. Релиз диска состоялся в ноябре.
Образованная в 1985 году горьковская группа "Хроноп" успела попасть во все ранние отечественные рок-энциклопедии в качестве одного из примеров активной рок-жизни в провинции. "Облачный край" в этих источниках представлял Архангельск, "Бастион" - Одессу, "Дядя Го" - Барнаул, "Цемент" - Ригу, "Миссия: антициклон" - Магадан и т.д. Названия групп были куда более известны, чем их музыка, потому что в отсутствие интернета распространение "контента" ложилось на плечи энтузиастов, возивших кассеты из Магадана в Ленинград или из Одессы в Ригу. В разных населенных пунктах любители музыки рок советского разлива радовались привезенным новинкам, но в первую очередь их, конечно, интересовали свежие записи тогдашних мэтров — "Аквариума" и "Зоопарка", например. Музыка рок-звездочек местного масштаба, прямо скажем, редко доходила до иногородних меломанов — поэтому и большинство вышеназванных коллективов оставило в истории столь размытый след. Исключения были: уфимский "ДДТ" или новосибирский "Калинов мост" стали явлениями общенационального масштаба, и их записи распространялись куда стремительнее — говоря рыночным языком, на них был существенный спрос. Те, чья музыка по каким-то причинам спросом не пользовалась, сегодня почти забыты. Даже известие о возрождении легендарной группы "Миссия: антициклон" вызывало довольно квелую радость лишь у немногочисленных старожилов, помнивших какие-то их песни, а у остальных — лишь ворчание по поводу старперов, опять намылившихся в воду, которая и в первый раз не принесла успеха.
"Хроноп" возродился еще в начале нулевых, не вызвав этим фактом ни малейшего резонанса. Команда регулярно выпускает альбомы, но самой известной песней группы остается "Любитель жидкости" - благодаря тому, что давно вошел в репертуар "Чижа и Ко". Новые композиции "Хронопа" очень мало кто слышал, так что группу невозможно даже обвинить в чем-то типа стремления монетизировать более-менее известный бренд. Команда регулярно играет в родном Нижнем, иногда выезжая в другие города и давая концерты фактически только для своих. Впрочем, даже на культовый статус положение "Хронопа" не тянет — видимо, "свои" у группы чересчур скромные и кому попало культурные предпочтения не раскрывают.
А теперь — удивительное. Песня, открывающая новый альбом "Хронопа", звучит так, что ее сочинение и исполнение никак невозможно приписать мужчине, который уже 25 лет занимается рок-н-роллом. Это совершенно незамутненный брит-поп на русском языке, который так любят записывать аполитично-космополитичные юные апологеты "рокапопса". Чистый позитив, хит для "Радио Максимум", полнейший антипод любым представлениям о музыке сбитых летчиков — и только название композиции выдает умище, который не спрячешь. Трек именуется "Охота белых егерей": да, лидер "Хронопа" Вадим Демидов — тонкий и интересный поэт, но и музыкант талантливый и совершенно незакосневший. Другое непонятно. Где пресловутый спрос? У меня складывается ощущение, что некоторым произведениям с "Двенадцати писем на небо" не хватает всего лишь минимальной огласки. Эти песни нужно как-то доставить публике, которая, уверен, их заждалась, хотя еще и не знает об этом. Кроме пугающе точных "закосов" под молодежные тренды, Демидов может и многое другое. Особенно хороши нежные и лиричные баллады "Animal Planet", "Полчаса", "Были бы мы поэты" и "На пыльной родине": слух ласкает не только музыка, но и изящные поэтические приемы автора. Очень примечателен текст "Смерти поэта", начинавшейся словами "для поэта смерть — это лучшее промо"; песня, музыкально напоминающая "наутилусовские" "Бриллиантовые дороги", написана от лица поэта, которого пиар-агент убеждает в экономической пользе ухода из жизни. Композиция "Глоток надежды" поначалу будто бы отсылает к усталой мудрости "Високосного года", но затем струнный квартет "Дамские пальчики" привносит в музыку настоящий саспенс. "Друзья остались" и "Полчаса" - отменный акустический рок, создатели которого явно отвечают за каждую ноту и слог и испытывают удовольствие от того, что отвечать тут приходится за качественный продукт. Есть тут, правда, и песни, где Вадим Демидов слегка отходит от позитивного настроя… Видимо, в его возрасте это неизбежно, но устало-тревожные треки "Москва", "Китайцы" и "Пора мне бить по струнам" чуть смазывают впечатление от пластинки. Как бы то ни было, никак не менее половины композиций альбома достойны эфиров, фестивалей и просто тихих, но регулярных встреч со своими пока не подозревающими об этом почитателями.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости