"Нефть" - "Мелодрама" ***

"М2". Релиз диска состоялся в октябре.
Молодая группа "Нефть" в прошлом году отметилась на паре сборников очень хорошей песней "Крылья" - гитарным хитом с внятным мелодичным припевом и эмоциональной подачей. Композиция выделялась и запоминалась, хотя большого толка в смысле широкой раскрутки коллективу не принесла. Тем не менее к прослушиванию дебютного альбома "Нефти" лично я приступал с любопытством: в памяти осталась зарубка, что на диске молодых талантов эта группа своим талантом прямо-таки заметно выделялась. Подробности я надеялся получить по ходу пластинки.
Но оказалось, что получать особенно нечего. "Мелодрама" не оправдывает авансов, выданных "Крыльям". Продюсер "Нефти" Дмитрий Таравков в конце 90-х возглавлял группу .EXE, вместе со "Свинцовым туманом" входившую в авангард музыкального движения "2.000 процентов живой энергии". Сейчас понятно, что они были предтечей мощной волны аполитичного рокапопса, который сумел вытеснить социальный русский рок с лидирующих позиций. Но сами пропагандисты "живой энергии" дивидендов из этого не извлекли: к ним относились скорее как к диковинке — надо же, делают британизированный гитарный рок, где музыка явно важнее текстов. Впрочем, если бы эти группы предъявили больше обаяния и удачных мелодий, у них могло бы получиться лучше — что подтверждает пример "Мумий Тролля", который не формулировал манифестов, а, как бы играясь и шутя, покорил страну, доведя идеи коллег до абсурда. Так вот, альбом "Нефти" ментально очень напоминает работы .EXE — технологически "Мелодрама" почти безупречна: особенно хочется отметить клавишные и вокал Алексея Галинского, которые придают происходящему налет какой-то милой естественности. Новички делают музыку гораздо лучше предшественников, но ключевое слово тут именно что "делают". К этим песням приложено много ума, а вот насчет сердца не уверен. К тому же естественность заметно теряется, когда "Нефть" пытается насильно "загрузить" свои песни: например, "Новости" звучат как-то тяжеловесно и нарочито. Гораздо симпатичнее выглядят у группы "легкие" произведения, но и с ними есть некоторые проблемы. Когда поешь про радугу, флирт и сладкие любовные переживания, имеет смысл быть нежным и беззаботным, как ранние Beatles, только в том случае, если вы Beatles или хотя бы бит-квартет "Секрет". Или хотя бы умеете сочинять простые и привязчивые песенки. "Нефть", увы, не соответствует этим критериям, поэтому их бесконфликтный репертуар выглядит… скажем так, банально, несмотря на хорошую запись и отменно подогнанные шестеренки командного механизма. Но ярких мелодий нет, за исключением, может быть, "Сказок" и "Без вести", вошедшей в саундтрек кинокартины "Темный мир". В результате "Нефть" покорно встает в череду софт-роковых групп, которые вызывают одобрительную улыбку и пару уважительных слов, но не могут рассчитывать на народную любовь.
И вот в конце сборника ласковой лирики и неумелого мрачняка последним, двенадцатым треком идут "Крылья". Они на порядок сильнее предшествующего материала и заставляют задуматься о том, что кому-то пошла бы на пользу смена эпохи альбомов на эпоху синглов. Раскрутив побольше свою лучшую композицию, "Нефть" могла бы и вообще не заморачиваться записью лонгплея. Или по древней музыкантской традиции пустить остальные песни необязательными вагончиками вслед за мощным, стремительным "крылатым" локомотивом. Даже в рамках этого диска было бы достаточно исправить маркетинговую ошибку и поставить "Крылья" не последними, а первыми, чтобы аудиодебют оказался более громким. Возможно, сдвиг песни на "бонусные" позиции должен означать, что группа не ассоциирует себя с этой песней. В таком случае не может не печалить тот факт, что генеральная линия "Нефти" банальна до безликости, а за мелодраму музыканты принимают молодежную комедию.
Алексей Мажаев, InterMedia


Последние новости