"Телевизор" - "25 лет в одной лодке" ****

"Геометрия". Релиз двойного DVD состоялся в октябре.
Вот еще одна видеозапись юбилея, на сей раз не музыканта, а группы. В отличие от 50-летия Гарика Сукачева (см. МУЗЫКА от 13.11.10), четвертьвековой юбилей группы "Телевизор" не был похож ни на подведение итогов, ни на дружеские посиделки с элементами трибьюта. Михаил Борзыкин и Ко устроил концерт в двух отделениях в видавшем виды ДК Ленсовета, где 25 апреля прошлого года представил ретроспективу своего творчества. Почти все из своих 25 лет лодка "Телевизора" плыла против течения. Даже в конце 80-х, когда рокеры усиленно выполняли общественный заказ на песни протеста, голос Борзыкина звучал чересчур радикально. Неудивительно, что чуть ли не единственный в своем поколении, лидер "Телевизора" остался если не в андерграунде, то в индепенденте. С этой точки зрения 25-летний юбилей выглядит практически подвигом — потому что это праздник творческой и человеческой несгибаемости. Без минимальной медиа-поддержки и испытывая порой колоссальные финансовые трудности, Михаил Борзыкин продолжать выражать в песнях свою гражданскую позицию, тоже неизменную. Его извечная резкость всегда шла в разрез с компромиссной психологией, характерной для мейнстрима, который пытается приспособиться к любым временам (а к таким "приспособленцам", как ни крути, относится большинство публичных людей). Когда любой телевизионный намек на критику в адрес первых лиц на следующий день обсуждается в блогах как великое завоевание свободы слова, Борзыкин запросто называет вещи своими именами, вынося на публику мысли, которые эта публика боится высказывать даже на своих кухнях. В жанровом отношении Михаил тоже вполне постоянен. Возможно, эта приверженность к синтезаторному звучанию первоначально была обусловлена желанием где-то сэкономить — но в итоге превратилось в фирменный саунд "Телевизора". Особенно эффектно эти клавиши работают в песнях-прокламациях - жестких рубленых тоталитарных речевках, которые наиболее интересны в творчестве Борзыкина последнего времени.
Первое отделение юбилейного концерта "Телевизор" начал с вещей того периода, когда мало что предвещало превращение "нововолнового" ленинградского коллектива в пламенных обличителей папы-фашиста и рыбы, гниющей с головы. Почти аутентичный костюм из 80-х, синтипоп-прическа (разве что виски исполнителя посеребрены сединой) и песни "С вами говорит телевизор", "Шествие рыб" и "Я не виноват" выполнили функции машины времени. Правда, чуть барахлящей, потому что надрыва в голосе исполнителя стало заметно меньше, чем в оригиналах. Но не знаю, много ли зрителей испытали печаль по этому поводу. Ведь в более свежих песнях Борзыкин яростен и прекрасен. В результате вполне достоверно воссозданное звучание двадцати-с-лишним-летней давности выглядит немного неуместным, пародийным: хочется, знаете ли, опустить вводную часть и сразу приступить к обличению. В первом отделении особенно ярко получились "Пока мы сидим", "Квадраты" и предваряющие антракт "Три-четыре гада".
После перерыва Борзыкин поменял куртку и добавил горечи и социальщины. Сплетение старых и новых тем при этом получилось очень органичным. Прозвучали "На Желябова, 13", "Отечество иллюзий", "Заколотите подвал", "Очки", "Пронесло", "Мегамизантроп", "Газпромбайтер", "Рыба гниет с головы" (с комментарием "я думаю, она не устарела"), "Твой папа — фашист", а на закуску — "Сыт по горло-2". Даже юбилей можно превратить в индивидуальный марш несогласных.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости