Сборник "Песни Александра Лаэртского" ***

"Геофак". Релиз трех дисков состоялся в октябре.
Этот трибьют не представят концертом в "Олимпийском", да и в списке участников нет актуальных рок-звезд — в основном независимые, а то и вовсе неизвестные артисты. Главным вдохновителем сборника стал сам Александр Лаэртский, он же занимался и мастерингом. Первые два выпуска были подготовлены еще в 2008 году, а третий подоспел только что. Слушать диски, естественно, лучше подряд.
Вообще Лаэртский столь самодостаточный артист, что затея с перепеванием его песен казалась весьма рискованной. Небанально обращающийся с лексикой Александр создал и особый музыкальный язык, скудный на разнообразие мелодий и весьма минималистичный по аранжировкам. Любые попытки дать "больше музыки" - приглашение инструменталистов и работа с группой Dub TV — до сих пор приносили достаточно спорные результаты: порой казалось, что черному юмору Лаэртского аранжировочные красивости ни к чему. Но оказалось, что музыкант не зря так кропотливо работал с чужими обработками своих песен: получилось очень интересно — не всЈ, конечно, но многое.
Группы "Х.З.", "Мамульки бэнд", "Моржовые" выступили в амплуа "братьев по разуму" Александра Лаэртского, исполнив соответственно "Автобус 720", "Детства чистые глазенки" и "Дети хоронят коня" профессионально и близко к оригиналу. Трюк со скрещиванием малосовместимых жанров стар как мир, но по-прежнему работает, поэтому "Шел Гагарин по тропинке" в фольклорном исполнении Натальи Плешневой и "Кузнечный пресс" в переработке выпускника Московской консерватории Дмитрия Степановича вызывают радостные улыбки. Когда академический вокалист поставленным басом выпевает "как хорошо, что в пресс кузнечный попала птица, а не девка, а то б мне ейными грудями глаза бы все повышибало" - это звучит, конечно, предельно глупо, но все равно смешно. Выяснилось также, что песни Лаэртского отлично выглядят в синтипоп- и диско-аранжировках, особенно если с дамским вокалом. Анна Сулицына дала новую жизнь "Слонку", "Дятлы на йух" здорово перепели "Это я". "Мыс Канаверал" сделали из "А в бабе х…" туповатый электропоп, но реабилитировались в конце трека, скрестив эту трагичную историю с дворовым хитом "Но не верю я тому, что говорят, все ребята сочиняют про девчат". За хеви-метал на трибьюте по-хозяйски отвечает "Бони НеМ", обработавший в этом жанре "Х…, говно и муравей" и "Дети хоронят коня", которая у них естественным образом переходит в главную тему из "Щелкунчика". Примечательно, что эта же мелодия П.И.Чайковского у исполнителя Стаса Барабанова включена в произведение "Х…, говно и муравей" (и звучит там не менее естественно). Завершая тему странных гибридов, сообщим, что Сергей Селюнин из группы "Выход" в "Дирижерах оркестров сюрреализма" скрестил Лаэртского с Гребенщиковым.
Музыка Александра вдохновила и панков: "Мозги" очень забойно переделали "Старушку", а проект S.P.I.D. азартно довел "Пупсика" до полной неразбирабельности текста. "Я тоже забуду всЈ" сподвиг группу "Огни" на драматический прог-рок с запилами. "Страмослябы" чересчур перегрузили аранжировку "Детства чистых глазенок", а Disco Gage чрезвычайно замороченно сделали "Я играю на рояле": примечательно, что в тексте они заменили все нецензурные слова приличными, зато в финале замечательно переругались матом. Отлично выступила группа "Рибажир", представившая "Сиськи в тесте" на украинском языке. "Старушка" в версии Альфреда Коха примечательно не столько исполнением, сколько личностью исполнителя — тот самый друг Чубайса, известный в прошлом бизнесмен и политик. Не вполне убедительно получились обработки Лаэртского в жанрах техно (eNote) и lo-fi (Souljacker Music Band). Заслуживает внимания попытка МС Джаззза и Макаки записать "Молодую комсомолку" из "ностальгии по Depeche Mode" (!): правда, подход не очень удался, и полноценно скрестить Лаэртского и Гэхена не получилось. Subway Session, исполняя "Енота", представляли себя мужской вокальной группой и украсили трек диковатыми подпевками. Обращают на себя внимание также боевитый "Разупыханный молодчик" от Initial Split, очень лиричный "Кузнечный молот" "Волги-Волги", "рамштайнообразные" "Доители изнуренных жаб" от "Шмелей" и разгульно-угарный "Химфак МГУ" от "Голоса Омерики". Действительно, слушая оригинальные альбомы Александра Лаэртского, сложно было представить, что "гроссмейстер" может звучать столь разнообразно безо всякого ущерба для содержания песен.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости