Сборник "Песни Александра Лаэртского" ***
Этот трибьют не представят концертом в "Олимпийском", да и в списке участников нет актуальных рок-звезд — в основном независимые, а то и вовсе неизвестные артисты. Главным вдохновителем сборника стал сам Александр Лаэртский, он же занимался и мастерингом. Первые два выпуска были подготовлены еще в 2008 году, а третий подоспел только что. Слушать диски, естественно, лучше подряд.
Вообще Лаэртский столь самодостаточный артист, что затея с перепеванием его песен казалась весьма рискованной. Небанально обращающийся с лексикой Александр создал и особый музыкальный язык, скудный на разнообразие мелодий и весьма минималистичный по аранжировкам. Любые попытки дать "больше музыки" - приглашение инструменталистов и работа с группой Dub TV — до сих пор приносили достаточно спорные результаты: порой казалось, что черному юмору Лаэртского аранжировочные красивости ни к чему. Но оказалось, что музыкант не зря так кропотливо работал с чужими обработками своих песен: получилось очень интересно — не всЈ, конечно, но многое.
Группы "Х.З.", "Мамульки бэнд", "Моржовые" выступили в амплуа "братьев по разуму" Александра Лаэртского, исполнив соответственно "Автобус 720", "Детства чистые глазенки" и "Дети хоронят коня" профессионально и близко к оригиналу. Трюк со скрещиванием малосовместимых жанров стар как мир, но по-прежнему работает, поэтому "Шел Гагарин по тропинке" в фольклорном исполнении Натальи Плешневой и "Кузнечный пресс" в переработке выпускника Московской консерватории Дмитрия Степановича вызывают радостные улыбки. Когда академический вокалист поставленным басом выпевает "как хорошо, что в пресс кузнечный попала птица, а не девка, а то б мне ейными грудями глаза бы все повышибало" - это звучит, конечно, предельно глупо, но все равно смешно. Выяснилось также, что песни Лаэртского отлично выглядят в синтипоп- и диско-аранжировках, особенно если с дамским вокалом. Анна Сулицына дала новую жизнь "Слонку", "Дятлы на йух" здорово перепели "Это я". "Мыс Канаверал" сделали из "А в бабе х…" туповатый электропоп, но реабилитировались в конце трека, скрестив эту трагичную историю с дворовым хитом "Но не верю я тому, что говорят, все ребята сочиняют про девчат". За хеви-метал на трибьюте по-хозяйски отвечает "Бони НеМ", обработавший в этом жанре "Х…, говно и муравей" и "Дети хоронят коня", которая у них естественным образом переходит в главную тему из "Щелкунчика". Примечательно, что эта же мелодия П.И.Чайковского у исполнителя Стаса Барабанова включена в произведение "Х…, говно и муравей" (и звучит там не менее естественно). Завершая тему странных гибридов, сообщим, что Сергей Селюнин из группы "Выход" в "Дирижерах оркестров сюрреализма" скрестил Лаэртского с Гребенщиковым.
Музыка Александра вдохновила и панков: "Мозги" очень забойно переделали "Старушку", а проект S.P.I.D. азартно довел "Пупсика" до полной неразбирабельности текста. "Я тоже забуду всЈ" сподвиг группу "Огни" на драматический прог-рок с запилами. "Страмослябы" чересчур перегрузили аранжировку "Детства чистых глазенок", а Disco Gage чрезвычайно замороченно сделали "Я играю на рояле": примечательно, что в тексте они заменили все нецензурные слова приличными, зато в финале замечательно переругались матом. Отлично выступила группа "Рибажир", представившая "Сиськи в тесте" на украинском языке. "Старушка" в версии Альфреда Коха примечательно не столько исполнением, сколько личностью исполнителя — тот самый друг Чубайса, известный в прошлом бизнесмен и политик. Не вполне убедительно получились обработки Лаэртского в жанрах техно (eNote) и lo-fi (Souljacker Music Band). Заслуживает внимания попытка МС Джаззза и Макаки записать "Молодую комсомолку" из "ностальгии по Depeche Mode" (!): правда, подход не очень удался, и полноценно скрестить Лаэртского и Гэхена не получилось. Subway Session, исполняя "Енота", представляли себя мужской вокальной группой и украсили трек диковатыми подпевками. Обращают на себя внимание также боевитый "Разупыханный молодчик" от Initial Split, очень лиричный "Кузнечный молот" "Волги-Волги", "рамштайнообразные" "Доители изнуренных жаб" от "Шмелей" и разгульно-угарный "Химфак МГУ" от "Голоса Омерики". Действительно, слушая оригинальные альбомы Александра Лаэртского, сложно было представить, что "гроссмейстер" может звучать столь разнообразно безо всякого ущерба для содержания песен.
Алексей Мажаев, InterMedia