"Алиса" - "Ъ" ***

CD-Maximum. Релиз диска состоялся 27 сентября.
Когда музыкант понимает, что уже не переплюнет себя молодого, что лучшие хиты позади, у него есть три пути. Первый — продолжать кататься со старыми хорошими песнями, покуда на них есть спрос. Спрос иногда кончается, музыкант надоедает окончательно и начинает скитаться по ретро-фестивалям на стадионах, а потом и по ретро-вечеринкам в клубах. Второй вариант — поспорить со временем: подслушивать у молодых, всячески примодняться и делать на своей музыке пластические операции. Этот путь, как правило, вызывает еще большее сожаление, чем первый, потому что удачных примеров омоложения раз-два и обчелся. Наконец, третий вариант — делать что должен. По этой дороге пошли большинство "классиков русского рока" - и "Аквариум", и "Машина времени", и "ДДТ". Все они могли бы почивать на лаврах, но регулярно выпускают новые альбомы, делясь со слушателями своими актуальными мыслями. Насколько последние созвучны ожиданиям аудитории — вопрос отдельный. Никому из "классиков" не удалось избежать самоповторов, никто (почти) за последнее время не смог стать интернет-мемом, однако нет сомнений в том, что они продолжают честно делать свое дело — теперь уже не для широчайших масс населения, но для преданных поклонников и внимательных слушателей. Видно, что они себя творить не заставляют: это уже образ жизни и, к счастью, до впадания в маразм у перечисленных команд еще не дошло.
К этой когорте принадлежит и "Алиса". Последние лет десять слушать ее альбомы совершенно необязательно — они не задают тенденции, не содержат музыкальных открытий, и в них нет, грубо говоря, ничего того, что Константин Кинчев не создавал раньше. Однако музыкант в России больше, чем музыкант — по крайней мере, так было, когда "Алиса" начинала. Поэтому последние пластинки Кинчева — это не просто сборники сочинившихся песен, но всякий раз результат духовных исканий поэта. Музыкальные формы отработаны — но слова сказаны не все. К тому же у мыслящего человека набор символов и образов постоянно обновляется, вот и Константин Евгеньевич меняется от диска к диску. Следить за этим довольно интересно — тем, кому вообще интересно чужое развитие. Как бы то ни было, в недавних альбомах "Алисы" находили отражение и воинствующая хоругвеносность Кинчева, и патриотизм на грани национализма, и шутовское ерничанье над собственной политизированностью.
В "Ъ" интонации вновь меняются. Среди привычных чеканных формулировок и фирменных рубленых образов у Кинчева попадаются почти былинные размышления: "От одних кровей, на одной земле резня, что такое "мы", пришлому понять нельзя" ("В путь"). И тут же в песне "Страх" в немного лубочной форме поэт выносит вердикт надеждам на лучшее для страны: "Если власть пришла на время, что закон как решето, эх, земля моя Рассея, всЈ не так и всЈ не то". Большинство песен здесь — боевики ("Работа", "Твердый знак", "Зона", "Главное" и др.) или тяжелые баллады ("Страх", "Звезда"). В песне "Крик" Константин Кинчев практически переходит на речитатив, в припеве сменяющийся помпезным и запоминающимся рефреном. Лирическая композиция "Дождь и я" поражает строчками "дождь, как и я, ночью по лужам будет бродить до утра", более подходящими какому-нибудь бойз-бэнду. Но основное зерно нынешнего мировоззрения Кинчева выражает все же трек "В путь": "Главным дорожить, лишнего не брать — и в путь". Но куда он двинется дальше — не угадаешь.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости