"Баста" - "3" ***

"Газгольдер Рекордз". Релиз двойного диска состоялся в июне.
У Василия Вакуленко, как известно, есть две рэперские ипостаси. Иногда он бескомпромиссный хулиган Ноггано, чаще — Баста, один из лучших мелодистов в нашем хип-хопе и производитель урбан-музыки для поколения 30-летних. Раздвоение творческой личности тут очень кстати, поскольку, сойдись Ноггано с Бастой в одном проекте, зритель запутался бы, где стеб, а где рыбу заворачивали. Вот Тимати как-то в одном альбоме умудрился и про девок в клубе спеть и задать вопрос, почему до сих пор Ходорковский не на свободе: смотрелось такое соседство, мягко говоря, дико. Репутацию человека разносторонних интересов Тимати завоевать после этого не смог, зато укрепил имеющуюся репутацию гламурного понтярщика.
Баста таких ошибок не допускает. Его третий номерной альбом демонстрирует различные умения рэпера, но не выходит за рамки качественного коммерческого хип-хопа. Ростовская школа в принципе ощущается во временами безысходных интонациях читки, однако ее почти уже вытеснил московский цинизм (Василий давно переехал в столицу, хотя и сохранил, как свидетельствует в одной из песен, ростовскую прописку). Действительно, чем сокрушаться над несправедливостью бытия, лучше простебать ее с помощью точных стихотворных образов и удачно подобранных мелодий. На пластинке Баста показывает почти филигранное умение приводить в единое стилистическое целое текст и музыку. Трек "Урбан" - рваный, небрежный хип-хоп в соответствующей аранжировке. Жесткие "Деньги" получили резкую мелодию в почти рэпкоровой аранжировке. В "Олимпиаде-80" (в названии зашифрован год рождения Василия) артист рифмует криминальную историю Отечества с собственной биографией — сопровождение нарочито отстраненное, фоновое. "Ростов" - суровое признание в любви к малой родине: но к финалу отрывистый пацанский речитатив сменяется нежной поп-мелодией. "Кинолента", напротив, с лирического пения начинается — тут уж прямо ловишь себя на мысли, что некоторые треки, где особенно явно проявляется талант Басты сочинять мелодии, ничего не потеряли бы и без использования речитатива. В дуэте с Гуфом "Ходим по краю" нужно обратить внимания не только на печальный текст, но и на музыкальную подложку. В "Детке" Баста с помощью Даши Пушкиной будто бы залезает на территорию пресловутого Тимати — хотя гламурный арэнби у него выглядит жесткой пародией на жанр. "Свобода" у Басты получила жизнерадостную эстрадную аранжировку, "Россия" оказалась заявкой на гимн страны в стиле рэп, а "Театр" был украшен помпезными сэмплами.
Второй диск открывается дуэтом с "Городом 312" "Обернись". Собственно, это старая песня киргизских поп-рокеров, которые испытывают явные проблемы с производством нового материала. Речитатив Басты был призван как-то оживить впечатления от композиции. Не сказать, что это удалось — но, по крайней мере, стало свидетельством уважаемого статуса рэпера. В "Хэндз ап!" Баста убедительно скрещивает хип-хоп с танцевальной клубной музыкой. "Отпускаю" - очередной лирический трек, чересчур даже музыкальный для рэп-альбома. В композициях "8800" и "Один" читка превалирует над музыкой — что редкость для этого релиза. В следующей вещи под названием "Босса-нова" Баста ловко мешает рэп с вынесенной в заголовок музыкой. Песня "Москва" перекликается с "Ростовом" - вероятно, не случайно они помещены на разные диски. В "Любви без памяти" Баста опять тонкий лирик, а "Солнца не видно", записанная совместно с "Бумбоксом", - едва ли не главный потенциальный хит релиза: очень интересно совмещены вокальные манеры Василия Вакуленко и Андрея Хлывнюка; вслушиваться в жесткие протестные строки, прорезавшиеся у Басты, тоже крайне любопытно. Впрочем, на финал рэпер припас менее радикальное произведение "Кастинг", положенное на музыкальную тему "One Of Us", известную в исполнении Джоан Осборн.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости