Centr — "Новая коллекция. Лучшие песни" ***

"Монолит". Релиз диска состоялся в июне.
Московским ответом ростовской "Объединенной Касте", в начале нулевых возглавившей рэп-сцену страны, сумел стать не "ЮГ", но Centr. Забавно это пристрастие столичных хип-хоперов к топографическим самоназваниям — впрочем, по возрасту рэперы и не застали, видимо, административного деления Москвы на три десятка районов: ЗАО, ЦАО, ЮВАО и другие китайские фамилии, на которые поделили город после распада СССР, для них звучат естественно и даже являются элементом самоидентификации. ЮАО "не покатил", зато ЦАО в плане рэпа дал фору остальным московским округам. Напрасно Василий Шумов ярился на рэперов, повторивших название его группы: когда едва ли не главным предметом гордости Гуфа является факт его рождения и проживания в Центральном административном округе столицы, как еще он мог назвать свой проект? Гордость эта кочует из трека в трек и выглядит порой гипертрофированно ("поймите, я москвич, москвич до мозга костей, гораздо больше, чем большинство из москвичей") — не зря Нойз МС жестко простебал "центровой" патриотизм в одной из своих песен. Нельзя не признать, что эта "масковскасть" стала неплохой фишкой группы Centr. По настроению ее рэп не сильно отличается от южнорусской "кастовской" угрюмости, однако в текстах активно описываются близкие и понятные столичные реалии, что позволило трио выдвинуться в десятку лучших рэп-команд страны. Конечно, свою роль в этом сыграло и умение складывать хлесткие рифмованные строки. А вот в мелодическом плане Centr не отличается особой изощренностью — их рэп ставит во главу угла классический речитатив и довольно наплевательски относится к использованию узнаваемых сэмплов и красивых мелодий.
К выходу сборника лучших песен Centr успел распасться, хотя не далее как пару недель назад автор этих строк видел на дорожном указателе "Центр" нанесенную из распылителя "расшифровку": Гуф, Слим, Птаха. Вся троица успела выпустить по сольному альбому, а Птаха для очередного релиза даже переименовался в Зануду. Сообщения о воссоединении трио тоже поступали, но в довольно туманных невразумительных формулировках. 20 треков, вошедших в "Новую коллекцию", позволяют расслышать, чем же (был) хорош Centr и в чем он слаб. Начнем с плохого. Традиция выпускать альбомы данной серии в максимально возможном хронометраже не всегда оправданна, и это как раз тот самый случай. Компиляция предназначена скорее скорбящим о распаде фанатам "Центра", чем любопытствующим, решившим познакомиться с творчеством одной из лучших отечественных рэп-групп. Слушателям этой категории продукция команды, не исключено, может показаться однообразной и затянутой. Несколько действительно интересных треков теряются среди собственных клонов — напомним, что мелодическими открытиями Centr публику не радует, а внимание к их поэзии слегка распыляется ввиду некой монотонности песен. Тем не менее обязательно нужно отметить программные треки "Город дорог", "Легко ли быть молодым", "На Запад", "Соседи", "Ориджинал Ба" (с участием бабушки одного из участников трио) и "Для нее". Среди этих композиций встречаются и спорные по посылу, и отчасти нелепые — однако они интересны и не оставят равнодушным даже постороннего. Каждая из них неплохо отвечает на вопрос, как же так получилось, что протестную, да и вообще поэтическую нишу текстового русского рока в этой стране заняли бормочущие парни в широких штанах.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости