Александр Башлачев - "Новая коллекция. Лучшие песни" ****

"Монолит". Релиз диска состоялся в мае.
На обложке — самая известная фотография СашБаша. Есть еще две, менее известные, но тоже достаточно растиражированные. На одной музыкант улыбается доброй и беззащитной улыбкой. В трек-листе 20 песен: "Время колокольчиков" открывает диск, "От винта!" закрывает. Спустя двадцать лет после добровольной гибели Александра Башлачева память о нем свелась к набору штампов — та самая фотография, те самые две-три надрывные песни, как бы иллюстрирующие невыносимую неприкаянность его жизни и творчества. В общем-то всЈ. Остается абсолютно ходульный образ — вот ездил по России такой рок-бард, нечесаный да с трагичным взором, рычал про "Время колокольчиков", бежал от самого себя, да и выбежал совсем, в открытое окно многоэтажки... Не уберегли, да и невозможно было: если он в ту жизнь не вписался, что ему было делать в нынешней? Трибьютов ему не готовят, песен его толком не помнят, переслушивают редко: зачем загружаться музыкой, которая и создателя-то своего довела до суицида? К тому же и записей от него приличных почти не осталось...
Серия "Новая коллекция" студии "Монолит" отличается всеядностью на грани отваги: под одинаковыми обложками выходят рокеры, поперы, рэперы, барды, наши, иностранные — кто угодно, у кого есть сколько-нибудь заметное имя и около 80 минут достойной музыки. Сегодняшний статус артиста значения не имеет, поэтому, пожалуй, только здесь можно встретить "грейтест хитс", к примеру, Александра Лаэртского или Александра Башлачева. В подготовке издания принял участие Олег Коврига, компиляцию подбирал Руслан Орлов. Дело они сделали большое — те, кто потрудится послушать пластинку, должны серьезно пересмотреть свои вульгарные представления о СашБаше, описанные в первом абзаце. Несмотря на предсказуемое фото и очевидное расположение "хитов", издание заметно меняет привычный сложившийся образ Башлачева. Формально ничего сложного составители не устроили — просто предложили вспомнить десяток других песен артиста, многие из которых основательно подзабыты. Даже поверхностное прослушивание может вызвать к жизни эмоции совершенно иного свойства, чем те, которые обычно возникают при упоминании Башлачева. Что-то вроде: и чего же ему не хватало, если среди действительно пронизанных безнадегой песен писал Александр и вполне шуточные, и лирические, и даже постмодернистские? С ними он мог бы стать или наследником Владимира Высоцкого, или как минимум близким конкурентом Юрия Шевчука — а если бы совсем успокоился, то поигрывал где-нибудь на поле Юрия Наумова.
Сборник дает возможность чуть ли не впервые за два десятилетия рассмотреть Башлачева не сквозь призму его самоубийства, а через музыку, и совершить несколько запоздалых открытий. Вот его называют рок-бардом, и это в общественном сознании укоренилось так же твердо, как факт впадения Волги в Каспийское море. Между тем, к рок-музыке имеет отношение разве что безжалостный башлачевский способ извлечения звука из акустической гитары да его обильные знакомства в рок-культуре. В творчестве СашБаша было гораздо больше фолка да Высоцкого. Юмористические песни "Слет-симпозиум", "Палата №6", "Грибоедовский вальс", "Подвиг разведчика" выдают в нем внимательного наблюдателя и остроумного рассказчика, "Осень" и "Поезд" - лирика и тонкого поэта, "Не позволяй душе лениться" - язвительного пародиста, "Как ветра осенние" - почти былинного фолк-барда. Скромные аккомпаниаторские возможности обедняют звучание его песен, но не настолько, чтобы не расслышать вкус и творческий потенциал автора. Разнообразие этого потенциала отнюдь не ограничивалось надрывными "Посошком", "Тестом", "Вечным постом" и "Некому березу заломати" - однако смерть СашБаша вопреки русской традиции не открыла народу его музыку, а, напротив, закрыла и ограничила унылыми строгими рамками. Что ж, это издание лучше-поздно-чем-никогда отчасти исправляет ситуацию.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости