"СЕКТОР ГАЗА" - "НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ" ****

"Монолит". Релиз двойного диска состоялся в июне.
Я бы, конечно, не поверил, если бы лет десять назад узнал, что поставлю "четверку" двойному сборнику лучших песен "Сектора Газа". В годы их расцвета и гигантских аудиотиражей я, как и большинство здравомыслящих людей, числил "Сектор" по ведомству, как бы помягче выразиться, простонародного развлечения. Задорное пение про вонючие носки и прочие сельские радости шло настолько отдельно от самого понятия "творчество", что от музыки Юрия Хоя-Клинских, равно как и от мест, где она звучала, хотелось держаться как можно дальше. Не всегда удавалось, правда — уж слишком распространилась эта зараза по стране, где глубокая провинция начинается непосредственно за границами Московской кольцевой автодороги. В светлое будущее "Сектор Газа" брать с собой не хотелось, однозначно.
Однако слушая эти песни в 2009-м, нельзя не констатировать, что будущее оказалось гораздо менее светлым, чем грезилось. До сих пор в каждой подмосковной электричке можно встретить коротко стриженных героев песен Хоя, в жизни и интересах которых ничего за эти десять лет не поменялось. Только слушают они теперь не "Сектор Газа", а его ухудшенные копии — в них больше хип-хопа и электронщины и меньше таланта. О том, что можно сделать хуже, десять лет назад тоже было сложно предположить. Как и то, что серьезная пресса будет обсуждать на своих страницах "репера" Сяву: его идея построить свое "искусство" на самых низких пластах народной лексики считается культурным феноменом, несмотря на совершенно бездарную реализацию. "Сектор Газа" на фоне нынешних фейковых стилизаций не пойми подо что кажется просто-таки светочем. И его феномен заслуживает изучения куда больше сявиного.
Говоря о "Секторе Газе", мы имеем в виду прежде всего воронежского самородка Юрия Клинских, который невероятно талантливо описал примитивные периферийные радости. В отличие от сегодняшних "последователей", он сделал это совершенно искренне: он пел о том, что знал, он что-то знал. Даже скабрезности звучали в его исполнении очень естественно. Секс на районе, мат, бухло и доступные в местных хозмагах вещества, культурное развитие посредством просмотра фильмов ужасов, мотоциклы, метеоризм и тоска по томящимся на нарах товарищам — все эти немудреные реалии "Сектор" воспевал более чем захватывающе и не особенно матерясь, хотя и лупил точно в лоб. Юрий Хой успел, как сумел, высказаться на социальную тему ("Попец"), да и проникновенно-лирические "Лирика", "Туман" и "Пора домой" имели большое влияние на поколение. Не менее яркой была и музыка "Сектора": Клинских, как губка, впитывал любимые народом тренды (вряд ли зная это слово), поэтому в мелодиях и аранжировках группы смешаны хардовые запилы и лоходэнсовые мыльницы, блатняк, кабак и "Утренняя гимнастика" Владимира Высоцкого. Понравившиеся "сэмплы" он тоже лямзил безо всякого стеснения, а потом его "самородские" идеи на московской студии обрекали в альбомную форму профессиональные музыканты во главе с Игорем Жирновым. В итоге Хой явно заслужил "Новой коллекции", и на насыщенном 43-трековом бесте собралась целая "энциклопедия русского замкадья" - притом ничуть не устаревшая.
И всЈ же если бы Юрий Клинских не умер в 2000 году в 35-летнем возрасте от болезни печени, этой хвалебной рецензии не было бы. Правило "сегодня умрешь — завтра скажут: поэт" никто не отменял. Будь Хой жив, "Сектор" всЈ так же радовал простых парней, а критики либо охаивали бы его, либо старались не замечать. Вот только провинциальные тинейджеры слушали бы музыку более интересную и качественную, чем вынуждены сейчас. Песни "Сектора Газа", которые не всегда можно назвать музыкой, что ни говори, были явлением.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости