"ДЗИФТ": БОЛГАРСКИЙ НЕОНУАР О ГУДРОНЕ, МУМИі И ДЕРЬМЕ *****

Премьера неонуара "Дзифт" ("Zift", Болгария, 2008, режиссер — Явор Гырдев, в ролях — Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов) состоялась 20 мая в кинотеатре "Формула кино Горизонт".
Расшифровка понятия "Дзифт" дается в самом начале, после эпиграфа — короткого и довольно бородатого анекдота о том, как ревнивый ассенизатор отомстил гулящей жене, выкачав в квартиру ее любовника 300 литров содержимого своей машины. Рассказавший анекдот бородач философски произносит мораль: "Больше дерьма — меньше ущерба. Морального, не материального".
После такого мощного вступления не особенно и удивляешься, когда узнаешь, что сленговое значение слова "дзифт" и есть "дерьмо". А обычно его употребляют для обозначения гудрона или мумиЈ. Интересно, что все три вариации "дзифта" — в той или иной степени — раскроются режиссером.
Главный герой фильма по кличке Моль ("Моль летит хаотично. Если соединить линией траекторию ее полета, получится жизнь любого человека. Случайно жил — случайно умер") выходит из тюрьмы. У него есть множество татуировок (на спине — "Человек — это звучит гордо"), багаж полученных в тюрьме знаний, огромное количество цитат из "Кандида" Вольтера и план: уехать в теплые страны и начать все с чистого листа. А еще есть мечта стать профессиональным боксером и написать мемуары на иностранном языке.
Но не зря твердил ему многомудрый сокамерник: "Надежда живет только в тюрьме". На воле Моль никто не ждет. Была любимая по кличке Богомолка - да спуталась с партийцем по кличке Слизняк, поет теперь по кабакам джазовые стандарты про грешную луну. Раньше этот Слизняк промышлял воровством, все больше по мелочам. Но Богомолка прознала, что в доме антиквара, в котором она убирается, спрятано сокровище — черный бриллиант. Моль и Слизняк попытались украсть камень, но их планы сорвались: Слизняк убил антиквара, а Моль взял вину на себя, чтобы прикрыть любимую.
Планам Моли сбыться не суждено. Прямо на выходе его поджидает черная "волга", которая везет его прямо в женскую баню, где его встречает партийный функционер Слизняк и начинает пытать током в надежде узнать, где Моль спрятал бриллиант.
Кинематографический дебют известного в Болгарии театрального режиссера Явора Гырдева является, по словам самого режиссера, ироническим упражнением на тему жанра нуар. На афише так и написано — "неонуар". И впрямь - жанровые условности соблюдены, цитаты отсылают к правильным источникам (от "Мальтийского сокола" и "Мертв по прибытии" до "Криминального чтива"), цветовая гамма монохромна в хорошем смысле. И в то же время приставка "нео" здесь явно не лишняя: выращенный на болгарской почве соцреализм удивительнейшим образом смотрится на своем месте, придавая фильму ретро-привкус, а чернушные вставки-рассказы в духе группы "НОМ" или Юрия Мамлеева придают повествованию сюрреалистичный оттенок.
Еще одна составляющая картины — ее литературоцентричность. Сценарий, написанный культурологом Владиславом Тодоровым, хочется читать как самостоятельное произведение, довольно, к слову, остроумное и поэтичное ("Сбылось предсказание тюремного радио", "Глаза для души словно горошина для принцессы. Спать не дают").
PS: в активе картины - заслуженные призы: "Серебряный Георгий" и "Лучший режиссер" на ММКФ, "Лучший болгарский фильм" на фестивале в Софии.
Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости