СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ - "Я ЖИВУ В РОССИИ" ***

CD Land. Релиз диска состоялся в марте.
Когда Сергей Трофимов писал хиты для других исполнителей, большинство лавров доставались последним. Когда под псевдонимом Трофим он начал выпускать сольные шансонные альбомы, песни с названиями типа "Аристократия помойки" и "Минет" принесли ему славу только в кругах почитателей жанра. Когда песни стали менее провокационными и более задумчивыми, они зазвучали на разных радиостанциях, а концерты артиста начали собирать полные залы даже в Москве. К этому времени стало ясно, что Трофим — уже не просто шансонье, а популярный поп-певец, и его новые альбомы заслуживают рецензирования. К тому же с пластинкой "Я живу в России" музыкант начал новую жизнь: он теперь настаивает на том, чтобы его называли полным именем — Сергей Трофимов, - и объявляет о том, что лавочка по продаже песен закрыта. Ныне всЈ лучшее, что выходит из-под его пера, он будет исполнять сам.
Альбом "Я живу в России" подтверждает спорность этого решения, однако же вполне внятно объясняет причины народной любви к экс-Трофиму. Начнем со спорности. Наличие недюжинного композиторского таланта, увы, не дает его носителю сколько-нибудь сносных вокальных данных. Существует, конечно, "композиторское пение", которое порой доставляет удовольствие не только поющему, но и покатывающимся со смеху слушателям (а если автор поет душой, то слушателя и слезы пробить могут). Но Трофимов явно видит себя "настоящим" певцом, отдается этому делу на полную катушку — но то ли тембр у него попросту неприятный, то ли голос совершенно не поставлен, то ли во рту что-то мешает… Короче говоря, такие красивые песни, как "Не покидай меня" и "Город в пробках", очень хочется отдать кому-нибудь другому, потому что пение Сергея Трофимова оставляет ощущение вершащейся на твоих глазах несправедливости.
Так что любят его, скорее всего, не за голос, а за мастерство мелодиста, нестандартность поэзии и точное попадание в жанр. Что касается поэзии, то Трофим занял нишу, практически пустующую после смерти, извините, Владимира Высоцкого. Слушая этот альбом, я вспоминал дурацкую аннотацию с задней обложки одного из миньонов, выпущенного фирмой "Мелодия": "Песни Владимира Высоцкого, своеобразные песни-монологи понравились слушателю" (не дословно, но по сути точно). Не меряясь талантом с Высоцким, Трофим делает то, за что после 1980 года осмеливались браться только барды — "песни-монологи", то есть поет истории, не разбивая их на четкие куплеты и припевы, исполняет сатирические зарисовки с натуры, порой вворачивая в текст не очень-то попсовые слова вроде "горний". Сегодня такой подход редкость — поэтому вызывает интерес. Кроме того, Сергей Трофимов сумел объединить в своей музыке все то, что любил слушать простой советский человек в 80-е. Поэтому для нынешних сорокалетних включить "Я живу в России" - все равно что в юность вернуться. Только там в припеве заглавной песни патриотические строки о нашей стране могут звучать под "мелодии и ритмы итальянской эстрады" и перетекать в олдовый хард-роковый запил. Псевдофолковые разлюли "Корпоративной тусовки" сменяются очень похожей на рок-н-ролльный стандарт "Tutti Frutti" "Электоральной", после чего на диске встречаются пост-Таривердиевская "Кем мы были для отчизны", шансон-баллада "Ты не бойся", бард-роковая "Зима на пороге", тягомотный хард-рок "Полынья", едва ли не диско "Одиночка", блюз а-ля Григорий Лепс "Пьяный корабль" и словно стянутые в кино 80-х "Первый день весны" и "Будем жить" (нечто среднее между "Замыкая круг" и "Полгода плохая погода"). Получается такой салат, вкус которого хорошо знаком слушателю средних лет и средних вкусов. Если бы еще спето было получше, то прекрасно угадывающий музыкальные чаяния народа Трофимов "у нас была б царь-птица".
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости