АЛЕКСАНДР НОВИКОВ — "СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Я ПОМНЮ, ЛЮБИМАЯ…" **

"Мистерия звука". Релиз диска состоялся в декабре.
От большинства других авторов-исполнителей так называемого русского шансона Александр Новиков отличается внимательным отношением к своим текстам и композиторским даром: певцу за его карьеру удалось сочинить несколько действительно отличных мелодий, которые его переживут. Правда, успехи эти относятся все-таки к раннему творчеству. Зато сейчас г-н Новиков имеет возможность представлять свои старые и новые песни в лучшем, по его мнению, виде: с внушительным сопровождающим оркестром, с насыщенными аранжировками и в белом костюме. Подобный подход роднит Александра Новикова с тезкой Розенбаумом, который цепенеет, если его называют бардом, и тоже любит выступать с оркестрами. Тем не менее обоих шансонье публика полюбила, когда те еще обходились одной потрепанной гитарой — и по большому счету оба так и не убедили нас в необходимости нонешних белых пинжаков, дорогих инструментов и амбициозных проектов.
Строгое отношение к поэзии привело Александра Новикова к одному из таких амбициозных проектов — взять в соавторы Сергея Есенина. "Я помню, любимая…" - уже второй альбом на стихи поэта и, кажется, не последний. В самом деле, чего стесняться, если неперепетых стихов у Сергея Есенина еще много. Обеспечив себя таким образом "текстами" на много лет вперед, Александр Новиков пытается решить сверхзадачу — притянуть писателя в русско-шансонный лагерь, доказать, что там он свой. Несчастный Есенин! Народная любовь к трагически погибшему поэту принимает поистине причудливые формы — то Сергей Никоненко себя начинает с ним ассоциировать, то, прости господи, Сергей Безруков, а теперь и вовсе Новиков. Нужно признать, что и имидж Есенина, и биография, и некоторые его стихи позволяют подкрасться к писателю с блатной меркой — но не до такой же степени, как у Александра Новикова! Нет, проблемой взаимоотношений на зоне "соавторы" в альбоме не озадачиваются, однако и богатые аранжировки, и интонации солиста вызывают ассоциации с атмосферой кабака, а не с литературой.
Впрочем, и фанатов Новикова этот альбом вряд ли приведет в восторг. Фактически это — старые песни с новыми текстами, поскольку мелодическим разнообразием автор давно своих слушателей не балует. "Гой ты, Русь моя родная…" кажется ухудшенным повтором "Вези меня, извозчик", "Может, поздно, может, слишком рано…" напоминает "Помнишь, девочка", "Гори, звезда моя, не падай…" начинается точно так же, как "Школьный роман". Есть псевдофолк ("Песня", "Голубая кофта. Синие глаза"), цыганщина ("Плачет метель, как цыганская скрипка…"), романс — к слову, "Письмо к женщине", выполненное в этом жанре, меньше других треков испытало влияние обычной исполнительской манеры Александра Новикова, которая подавляет любые мысли, вложенные поэтом, оставляя только харизму самого артиста.
В связи с этим нужно предостеречь поклонников Сергея Есенина, да и вообще любителей русской поэзии от прослушивания этого альбома. Эти стихи совершенно не нуждаются в переводчике или медиуме, каковым постарался стать Новиков. Скорее всего, те, кто знаком с поэзией Есенина, останутся в недоумении от той трактовки его произведений, которую предложил шансонье.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости