"ГЕЛИКОН-ОПЕРА" ПОКАЗАЛА РОКОВЫЕ ЯЙЦА
Сюжет оперы связан с переломным моментом российской истории, и жанровые аллюзии тут не меньше, чем в случае с "Борисом Годуновым" М.П.Мусоргского, а исторические (Первая мировая война и революция) - и того круче.
И режиссер, и композитор подчеркивают, что в основе спектакля — реальные факты, почерпнутые из дневников Юсупова, царицы Александры Федоровны, дочери Распутина Матрены, жившей в США и работавшей дрессировщицей тигров, и др.
Несмотря на то, что эмоциональная оценка постановки может быть совершенно разной, сам спектакль, так же, как и опера, продуман и целостен. "Эта опера мне действительно понравилась по музыке, потому что в ней есть самое главное — драматургия", - заявил Дмитрий Бертман на пресс-конференции. "Грандиозным драматургическим ходом" назвал он работу автора с тональной и атональной музыкой — первая является "лицом" царской семьи, вторая рисует "новый мир", представленный не только Лениным, но и темными хлыстовскими сектами, и даже светлейшими князьями, почти готовыми к государственному перевороту. Может быть, целостности призвана была способствовать и тембровая драматургия, о которой говорил Дмитрий Бертман, но без партитуры на руках вычленить ее не удалось — так же, как, возможно, и многие другие находки композитора, она потонула в невнятном акустическом пространстве зала и виртуозной, но невнятной игре оркестра.
Джей Ривз, несколько раз подчеркнувший гениальность Дмитрия Бертмана и данной постановки, назвал ее отличием от нью-йоркской "большую приближенность к русской стилистике". Видимо имелись ввиду такие подлинные исторические моменты, как, к примеру, печатание царем фотокарточек. "Это постановка моей мечты", - говорит композитор.
Музыкальный язык произведения универсален — здесь нет никакого "лубка", лишь изредка звучат реверансы в сторону П.И.Чайковского или "Боже, царя храни". Оркестровые и вокальные партии сложны, требуя от исполнителей доли виртуозности. Более-менее справиться с задачей смогла только Наталья Загоринская. Хорошее впечатление оставил также Николай Дорожкин, однако у него и партия была "поспокойнее". Полноте восприятия не способствовала дикция остальных артистов, столь же невнятная, как и игра оркестра. Обидно, что эта тенденция сохранялась даже в эпизодах с речью, которых тут немало.
Главным связующим символом спектакля в версии "Геликона" являются яйца. Или мировое яйцо — если принять во внимание идеи универсализма и повторения, которые воплощают постановщики. На яичную тему призван настроить буклет, выполненный в форме модного нынче символа яйца Фаберже. Опера открывается оргией хлыстовцев с накладными сиськами, яйцами и письками — они сначала вылазят из бутафорских яиц, а после проповеди Распутина устраивают свальный грех на двадцать тактов, который срамно описывать. Во второй картине яйца половые превращаются в яйца Фаберже, украшающие двор аристократии. Затем одно из яиц перенимает функцию колыбельки юного монарха, царевича Алексея. В кабаре яичные декорации приобретают оттенок черного жемчуга — агрессивно-порнографичный мир под стать затянутому в черный прозрачный латекс Князю Юсупову с повадками портовой шлюхи, хватающей вырядившихся лебедями трансвеститов за яйца. Под всеми этими культурными слоями начала прошлого века ворочается детской каруселькой подставка-макет "основы мира" - ненадежная картонная кассета для яиц, куда все эти "фаберже" устанавливаются и где происходят основные события. Второе действие открывается картиной "вылупившихся птенцов": там, где стояли яйца, валяются и стонут в изнеможении дамы — в очередь к Распутину. На закусь: завтрак с царицей, которая в прострации не может расколотить яйцо — Распутин, сожравший за это время штуки три, "лопает" и Александру Федоровну. Ну и, естественно, из яйца в конце вылупляется новый народный лидер — Ленин. Из красного яйца, конечно. Окруженный, как и Распутин, последователями, но на сей раз лишенными половой принадлежности. И все начинается с начала. С мирового яйца. Борьба голубых аристократов с мужиком-натуралом приводит к победе бесполых коммунистов — впрочем, после всех похотливых стонов, сопровождающих оперу, жесткий строгий механический коллективный танец "нового мира" воспринимается с облегчением.
Как всегда в "Геликоне" на высоте визуальные решения — и пространственные, и цветовые (сценография и костюмы — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету — Дамир Исмагилов).
Сложно сказать, к какому жанру отнести новую постановку театра. Для Дмитрия Бертмана это трагедия. В музыке, да и в спектакле — характерные для "Геликон-оперы" черты трагифарса. Беготня князьев с пистолетом за Распутиным вообще напоминает комиксы. Но и трагедия, и черная комедия должны воздействовать катарсически. Здесь же этого не случилось, и причиной тому то ли исполнение, то ли постановка, то ли, несомненно, грамотно написанная, но не близкая сюжету музыка.
Премьера оперы состоится в "Геликоне" 1 октября.
Мария Зуева, InterMedia