ОЛЕГ НЕСТЕРОВ - "ЮБКА" ***

Ad Marginem. Книга вышла в свет весной.
Действие романа Олега Нестерова происходит в предвоенной Германии. Четверо друзей-архитекторов экспериментируют со звучанием электрогитар. Их подруга, кинорежиссер Лени фон Рифеншталь, впечатленная услышанным, рассказывает о невиданной музыке Гитлеру. Фюрер решает включить "искусство массового поражения" в свой план по завоеванию мирового господства и начинает секретную операцию под кодовым названием "Юбка" - "Der Rock"...
Трудно сказать, зачем тут нужен первый абзац с кратким содержанием книги — все всЈ давно о сюжете "Юбки" знают. Как и всякий проект музыканта, продюсера, а теперь и писателя Олега Нестерова, выход его книги сопровождался очень подробной, но при этом довольно симпатичной рекламной кампанией — одних только встреч с читателями было не меньше десятка. Как и о всяком проекте Олега Нестерова, о "Юбке" говорили чуть больше, чем она того заслуживает.
Язык книги — спокойный, интеллигентный, правильный. Как сам Нестеров или как музыка его группы "Мегаполис", которая никого не брала в плен сходу, но всегда затягивала в свои сети постепенно, но накрепко. "Юбка" не держит в напряжении с первых страниц, она даже будто бы не против, чтобы ее не дочитывали вовсе — но едва уловимое обаяние повествования не позволит бросить книгу в начале или на середине. Если же сравнивать текст с той макулатурой, которая выходит из-под пера (или что у них там) других деятелей шоу-бизнеса, то Олега Нестерова надо признать одним из лучших писателей-музыкантов.
Но сильно радоваться тому, что автор пишет лучше Ромы Зверя, как-то не получается. Нестеровский опус — нечто большее, чем забава знаменитости, однако к "большой литературе" его отнести тоже нельзя. Магическое слово "роман" в определении жанра произведения — не просто натяжка, а настоящее надувательство: результат в 272 итоговые страницы достигнут благодаря большому количеству пустого пространства между главами, да и сама сюжетная коллизия тянет разве что на изящный рассказ. Спору нет, погружение германофила Олега Нестерова в гламур берлинской жизни 30-х годов выглядит очень правдоподобным и компетентным, но автор так увлекся воссозданием антуража (музыка, кино, развлечения, проекты, эйфория строительства новой Германии), что забыл снабдить героев характерами и заставить их действовать. Саму выдуманную Нестеровым историю "Юбки" можно было изложить и на пяти страницах — а имеющийся объем автор сложил из слабо реализованных намеков на то, куда мог развиться этот роман. Политически-детективная составляющая вяло проклевывается в середине и тут же пропадает. Биография Лени фон Рифеншталь становится тем стержнем, на который нанизываются кусочки фабулы — при этом Олег явно пасует перед масштабом личности автора "Триумфа воли", сбиваясь на дискретное повествование и совершенно упуская из виду те возможности, которые при должной фантазии и мастерстве дает писателю 101-летняя жизнь фрау Рифеншталь. В итоге - почти сухая справка вместо интереснейшего с точки зрения психологии перехода от очарования Гитлером к разочарованию в нацизме. Нестеров делает попытку объективно объяснить феномен популярности Гитлера и Геббельса, но упускает момент их превращения в зарвавшихся расистов-людоедов — это превращение описано слишком схематично. Вообще исследование отношения той же Лени к национал-социализму могло стать темой для насыщенного настоящего романа — но Нестеров не смеет замахиваться на психологизм и весь массив своих сведений об эпохе расточительно спускает на обслуживание одной остроумной шутки об изобретении рок-н-ролла.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости