АНДРЕЙ АНТОНЕНКО — МУЗЫКА К ФИЛЬМУ "АЛЕКСАНДР. НЕВСКАЯ БИТВА" **

"Союз". Релиз диска состоялся в июне.
Советское кино нынче не в моде, а значит, самое время подумать о том, что все новое — хорошо забытое старое. Вероятно, такими соображениями и руководствовались создатели картины "Александр. Невская битва". Иначе как еще объяснить желание обратиться к древнерусской истории времен Александра Невского, столь блистательно экранизированной Сергеем Эйзенштейном? Сюжет в фильме Игоря Каленова другой, но канва-то общая. Действие происходит в 40-х годах XIII века, а главным героем является новгородский князь Александр. На Руси неспокойно — с юга идет армия Батыя, с севера - Тевтонские рыцари. Плюс внутренние интриги — заговоры, покушения… В общем, исторические перипетии - благодатная почва для того, чтобы снять эпопею-блокбастер. Ну а какой нынче блокбастер без специально написанного под него саундтрека? Тем более что перспектива выпустить музыку к фильму отдельным диском так заманчива.
Треки для CD взяты прямо из картины, поэтому некоторые слова и фразы киногероев, звучащие поверх музыки, так и остались в записи. Составить по этим обрывкам мнение о сценарии вряд ли удастся. Зато об основных событиях фильма можно судить по лаконичным названиям - "Бои с разбойниками", "Шведы", "Свадьба", "Измена", "Монголы", "Поединок" и т.д.
Замахнувшись на музыку к сюжету об Александре Невском, композитор Андрей Антоненко, скорее всего, был готов к сравнениям. Хотя в действительности с шедевром Сергея Прокофьева, звучащим за кадром эйзенштейновской картины, его музыку роднит только название. Заведомо понятно, что требовать от Антоненко той же силы, мощи и глубины просто бессмысленно. И даже не потому, что Прокофьев давно и безоговорочно признан гением. Просто кино нынче другое, скорости другие, цели другие (в большей степени коммерческие, нежели художественные), да и на саундтрек тоже возложены совсем иные задачи — развлечь и не напрячь. Тут никаким симфонизмом и не пахнет. Безусловно, есть динамичные эпизоды, есть вязкие, "ползучие" псевдофуги ("Шведы", "Пещера"), чередующиеся с хоровыми сценами ("Русский хор", "Латинский хор"), есть эпическое вступление "Полет над Новгородом" и торжественный финал. Но структурности как таковой, органичности и целостности нет и в помине. Просто отдельные, разбросанные по кинокартине музыкальные фрагменты: иногда крошечные — секунд по 40-50, иногда масштабные и даже поделенные на разделы ("Битва" в четырех частях). И все. В 43 с небольшим минуты уложился ровно тот музыкальный пирог, в котором каждая прослойка — штамп из воображаемой древнерусской музыки, напичканной плагальными оборотами, параллельными квинтами, пустыми октавами и "пилежкой" струнных в унисон. Неискушенному слушателю такое однообразие вряд ли придется по вкусу. Искушенный же будет сам с собой играть в "угадайку": то тема подозрительно напомнит что-то из симфоний Шостаковича, то неожиданно выплывет набор ритмических фигур а ля Стравинский "русского периода", а то и вовсе покажется, что это Прокофьев, только какой-то прореженный, поистрепавшийся и сильно упрощенный.
Наталья Светлакова, InterMedia

Последние новости