АНТОН "БОТАНИК" ЧЕРНИН - "ДРУГАЯ ИСТОРИЯ"****

"Амфора". Книга вышла в свет в 2007 году.
Это продолжение книги "Наша музыка", основанной на программе "Летопись" "Нашего радио". Название издания может показаться странным тем, кто совсем не в теме, - однако оно намекает на финальную фразу каждого выпуска: "Но все это уже совсем другая история". Сценарист передачи Антон "Ботаник" Чернин включил во второй том еще 16 пластинок русского рока, и, к радости читателей, на сей раз удалось почти обойтись без историй, многократно описанных в "100 магнитоальбомах" и прочих монографиях. Здесь есть главы про "Арию", "Ва-банкъ", "Ногу свело"... При всей ущербности того подхода, когда биография группы выглядит движением от одного диска к другому, ничего лучшего пока придумать не удается. Попробуйте, например, попросить Армена Григоряна вспомнить 1987-й — для него это будет год, когда записывалась "Кома", и уже на этот факт нанижутся другие воспоминания. Именно так построены и "Наша музыка", и "Другая история": выход альбома как такового является лишь отправной точкой для сообщения слушателям, а теперь уже читателям массу интересных фактов — с экскурсами в историю страны, с какими-то фишками, не относящимися к подготовке конкретной пластинки. Тут, конечно, есть пара глав, в которых подробно говорится о записываемых песнях и равнодушно — об атмосфере вокруг. Таков раздел про Tequilajazzz, например, и его я порекомендую только фанатам этого коллектива. А те главы, в которых интересные люди творят в интересной обстановке, нужно читать всем — хотя бы для того, чтобы сравнить воспоминания рокеров с собственными впечатлениями о тех временах или узнать неизвестные подробности жизни и творчества музыкантов. Поскольку книга в общем-то построена на их прямой речи (авторские ремарки лишь направляют повествование в нужное русло и служат подводками к очередным монологам), серьезную долю информации можно считать эксклюзивной. Особенно захватывающим чтение становится, когда один и тот же факт товарищи по рок-группе интерпретируют совершенно различно.
Нужно отметить и пару недостатков издания. Автор с таким пиететом относится к породившей "Нашу музыку" и "Другую историю" радиопрограмме, что порой не учитывает, что книга и радио — это все-таки разные жанры. В "Летописи" рассказы о песнях иллюстрировались самими песнями. В книге такой возможности нет, зато есть многочисленные фотографии. Увы, они иллюстрациями не стали, потому что большинство из них никак не соотносятся с самим повествованием. Скажем, текст рассказывает об альбоме "Арии" "С кем ты?", а на фото Виталий Дубинин, не игравший в то время в группе. Картинки использованы в основном формально, видимо, какие были в архиве "Нашего радио", те и поставили. Конечно, подбор старых фотографий потребовал бы куда более кропотливых усилий, но здорово украсил бы издание. Второй спорный момент — неправленая прямая речь. Приемлемые на слух обороты вроде "Я помню, что когда был год, наверно, 1991-й, что ли, нет, 1993-й, по-моему, что-то гуляли мы, куда-то нас позвал приятель, в какой-то ресторан, пошли, что-то выпили" в книге очень режут глаз. Возможно, они призваны символизировать живость общения — но мне они в первую очередь говорят об отсутствии вдумчивой редакторской работе, которая позволила бы и живой стиль сохранить, и избавить читателя от спотыкания на этих словах-паразитах. Просто хочется взять и самому всЈ отредактировать. Автор вроде бы готовит третий том, так что обращайся, Антон, договоримся.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости