"АГАТА КРИСТИ" - ПЕРЕИЗДАНИЕ БЭК-КАТАЛОГА ****

"Стиль рекордс". Релиз 13 дисков состоялся в феврале.
"Второй фронт", "Коварство и любовь", "Декаданс", "Позорная звезда", "Опиум", "Heroin 0", "Ураган", "Два кораblya", "Чудеса", "10 лет жизни", "Майн кайф?", "Избранное. Сказки", "Триллер, часть первая" - именно в таком порядке, примерно соответствующем порядку выпуска этих альбомов в свет, нужно слушать дискографию "Агаты Кристи", если она попадет к вам целиком. Мне, например, полностью с бэк-каталогом ознакомиться не удалось, ибо в запечатанной коробке диска "Ураган" самого диска не оказалось. Как бы то ни было, и без "Урагана" переиздание дает полное представление об извилистом творческом пути "Агаты Кристи". Не таком уж извилистом, на самом деле.
Прослушивание ранних дисков удивляет разве что вот чем: все давно и сразу привыкли, что "Агата Кристи" - это Свердловский рок-клуб, и в принадлежности группы не только к рок-тусовке, но и к рок-культуре сомневаться никому не приходилось. Между тем, собственно рока в музыке "АК" с самого начала было не то чтобы немного, просто он не стоял во главе угла их системы координат. Послушайте, послушайте "Пулемет Максим" с "Мотоциклеткой" ("Вива, Кальман" и "Инспектора по…" переслушать не предлагаю, потому что вы их и так помните) — рок скромно притулился в уголке, а бал правят опереточные страсти, болезненный декаданс, стилизованная под Серебряный век поэзия самого патологического толка. Не зря Вадим Самойлов ждал, пока братик подрастет: перу Глеба принадлежат самые вычурные, самые психиатрические тексты, заглядывающие то ли в другое измерение, то ли в темные глубины подсознания. И музыку "Агата" писала под стать: не боясь звуковых излишеств, группа создавала буйные карнавально-истеричные полотна. Правда, братьев Самойловых угораздило написать буквально пару песен, в которых критика уловила социальный подтекст — "Праздник семьи" и "Пантера" отличались наиболее слабым текстами, но соответствовали тем ожиданиям, которые питали привычные к "Наутилусу Помпилиусу" меломаны.
В начале 90-х интерес к социальному року упал практически до нуля. "Агате" это было только на руку. "Позорная звезда", где было много электронных звуков, а также песни "Нисхождение", "Истерика" и "Как на войне", оказалась всего лишь тренировкой перед лучшим альбомом в истории группы - "Опиум". Только самые упертые поклонники рока забубнили что-то про опопсение команды — остальные подпевали и заполняли "Олимпийский". Больше половины треков "Опиума" можно включать в любой сборник лучших песен "Агаты Кристи" - склонность братьев Самойловых и Александра Козлова к саунд-излишествам позволила им терзать синтезаторы без оглядки на мнение рок-общественности, добиваясь уже не опереточного, но помпезного диско-звука, который удачно наложился на целую россыпь ударных мелодий. Признаюсь, что оригинальный "Опиум" спустя 13 лет после выхода сногсшибательного впечатления уже не произвел — однако потом мне попались сборники и концертные альбомы, и вот там уже "Трансильвания", "Сказочная тайга", "Насилие", "Тоска без конца", "Гетеросексуалист", "Ты и я" и т.д. воспринимались правильно. Видимо, то, что в момент релиза казалось пиршеством, теперь звучит пресновато — а вот в концертном звучании "Агата" сумела нажать на нужные кнопки и добавить.
После успеха "Опиума" группа пошла вразнос, и не только по жизни. В ее дискографии появились чудовищные в своей бессмысленности альбомы ремиксов с псевдопровокационными названиями, а потом, после решения проблем фронтменов с наркотиками и смерти клавишника Александра Козлова, "Агата" перестала мыслить пластинками. Болезненная жизнерадостность сменилась глубокой мрачностью, оперетта — пост-панком, а песенные клоуны окончательно превратились в маньяков. При этом братья Самойловы исправно, с определенной периодичностью, выдают радиохиты, но шедеврального альбома от них уже давно не ждут. Да и вообще нового альбома ждут уже четыре года — первая часть "Триллера" записана в 2004 году, вторая не готова до сих пор.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости