"ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ. СПАСТИ ИМПЕРАТОРА": ПОСЛЕДНЕЕ УРА РЫЦАРСТВУ ****

Фильм "Господа офицеры. Спасти императора" (2008, Россия, режиссер — Олег Фомин, в ролях — Олег Фомин, Александр Бухаров, Марат Башаров, Евгений Стычкин, Анатолий Белый, Михаил Горевой, Анна Азарова) выходит в российский прокат 17 апреля.
В конце весны 1918 года в результате вооруженного марш-броска Чехословацкого корпуса и стихийных антибольшевистских настроений в народе Западная Сибирь оказалась в руках Белой Армии. Узнав о том, что царская семья перевезена из Тобольска в Екатеринбург и заключена в доме Ипатьева, начальник Западно-Сибирского штаба тайных вооруженных организаций подполковник Гришин-Алмазов поручает штабс-капитану Давыдову (Фомин) операцию по спасению государя. Давыдов набирает отряд верных людей, офицеров не столько по званию, сколько по духу, и выступает в поход. Он не знает, что в его рядах предатель, и навстречу миссии спасения уже направлена группа большевиков. В этой маленькой зауральской войне "алой и белой розы" выживут единицы.
Ярым поборникам исторической достоверности следует поостеречься, не тратить нервы и сразу бойкотировать картину презрительным "фи", поскольку ничего похожего на реальность там не отыщется. Впрочем, истерн, наследующий законы жанра, соответственно, у вестерна — это прежде всего мифология, а затем уже пресловутая "правда жизни". Героика — основной стержень стиля - может приобретать какую угодно окраску, главное, суть все равно останется прежней: на экране должно предстать "задиристое приключение с горячими персонажами", все остальное — не в счет. И пусть в советские времена "наши" носили кожанки и фуражки со звездами, а "плохие" были обряжены в офицерскую форму с погонами и шевронами, перевертыш в новой картине кинорежиссера-постановщика Олега Фомина — ход отнюдь не политический, а сугубо личный. Что же касается таких очевидных нелепостей, как пеший переход из Омска (именно туда из Томска летом 1918 года перебралась ставка Западно-Сибирской армии под командованием Гришина-Алмазова) в Екатеринбург и прочих "странностей", то на это просто следует закрыть глаза. С таким же успехом можно сетовать, что в фильмах про Виннету у Пьера Бриса бахромчатые бирюльки на костюме висят не с той стороны, как это принято у коренных апачей.
"Господа офицеры" - типичный истерн в стиле советских фильмов "Шестой" (1981) и "Кто заплатит за удачу" (1981), отнюдь не блокбастер и не слепок ушедшей эпохи. Это приключенческое кино, допускающее условности, в центре которого стоят экшн и характеры. И того, и другого в фильме Фомина хватит с лихвой еще на парочку подобных лент. Актеры сыграли отлично, подчас на грани китча, но, разумно не переступая за эту грань; особенно хорош Евгений Стычкин в роли разбойника Красовского — бенефис, заставляющий вспомнить метаморфозы Евгения Миронова в роли Прохора в столь же жанровой "Охоте на пиранью". Единственный серьезный прокол — роль возлюбленной Давыдова Вареньки досталась Анне Азаровой, которая уже не раз доказывала всему миру, что просто не умеет играть, и все тут. Впрочем, в настоящем мужском кино аморфные героини с давних пор являются нормой.
Небольшой бюджет "Офицеров" и старания режиссера соответствовать маякам его юности, позволили сотворить кино в духе лент Самвела Гаспарова (того самого, что снял "Шестой", "Хлеб, золото, наган"), что в наши дни становления "обновленного" самосознания путинской России кажется чуть ли не чудом. Стоит не сомневаться, что "умные" критики поспешат первыми бросить в "Офицеров" резонерский камень осуждения (тем более что жанровые традиции теперь принято называть штампами). Но ведь и классика истерна — замечательный фильм "Шестой" представляет собой вольную компиляцию "Великолепной семерки" Джона Стерджеса и "Капкана" Серджио Николаеску. Однако на это уже, как говорится, специалистам и карты в руки. Ведь находились и те, кто в далекие советские времена и "Клеопатру" Джозефа Лео Манкиевича с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном называли "фильмом офицерским".
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости