ЮРИЙ АРАБОВ: "КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДЮСЕРЫ ПОЯВЯТСЯ, ЕСЛИ У НАС НЕ БУДЕТ ВОЙНЫ С СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ"

(ЗА ЧТО ЕГО НАГРАДИЛИ ПРЕМИЕЙ "ТРИУМФ")
"Я и сам не знаю. У меня есть предположение, что в поле зрения попали сценарии к паре телефильмов, которые оказались не столь уж плохими, как это обычно принято на нашем телевидении: "Доктор Живаго" и "Завещание Ленина". Но если по совокупности, то я буду доволен".
(ОБИЖАЕТСЯ ЛИ НА НЕТОЧНЫЙ ПЕРЕНОС СЦЕНАРИЯ НА ПЛЕНКУ)
"… В основном из-за того, что вдруг из сценария выпадает, скажем, какая-то важная сцена, расположенная в кульминационной или развязочной части сценария. Конечно, всегда в таких случаях бывает обидно. Но когда это делает талантливый человек Сокуров, это прощаешь. И не прощаешь, если это делает менее талантливый человек".
(КАКИЕ ЛЕНТЫ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ СЕЙЧАС НАХОДЯТСЯ В РАБОТЕ)
"Кирилл Серебренников заканчивает картину "Юрьев день" в городе Юрьев-Польском. Это будет очень странная история. Александр Прошкин готовится к картине "Чудо" по моему сценарию. Это будет картина, отвечающая названию. О том, как в 1956 году в маленьком городишке произошло чудо, и как люди это восприняли. Александр Сокуров готовится к постановке "Фауста". В вольной современной интерпретации".
(МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СЦЕНАРИИ, ПРОСЛУШАВ ЕГО КУРС НА ВГИКЕ)
"Можно прослушать и не научиться. Тут как повезет. ВГИК сжигает все мое время. Преподавать надо с полной отдачей. Это же люди, молодые люди, которым нужно сочувствие. А для сочувствия нужны душевные усилия, душевное тепло. Поэтому пишу я только с мая по сентябрь, когда студенты на каникулах. А остальные полгода я учу людей, как это делать. Можно научить причинно-следственной связи, которая лежит в основе драматургии, и также формату сценария. Наблюдению и репродуцированию мира не в описаниях, а в поступках и следствиях этих поступков".
(ПРИЛОЖИЛ ЛИ РУКУ К СОЗДАНИЮ СЦЕНАРИЯ "ОСТРОВА")
"Ни руки, ни ноги я к нему не прикладывал. Я просто курировал эту работу. Мой ученик Дима Соболев писал самостоятельно. Он написал блестящий и востребованный сценарий".
(ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СЦЕНАРИЯ)
"Сценарий востребован, когда он попадает в некую конъюнктуру. Что и произошло со сценарием "Острова". Никогда и никто еще не видел на экране жизнь батюшки, тем более, юродивого. История о священнике оказалась очень востребована обществом. Когда фильм показывали по телевидению, его рейтинг был ниже только новогоднего "Обращения президента к стране". Востребованность очень важна. Можно написать сценарий значительно лучше "Острова", и он ни на мизинец не приблизится к славе".
(О БУДУЩЕМ АВТОРСКОГО КИНО В РОССИИ)
"Будущее очень простое. За 10—15 лет, но не меньше, если у нас не будет войны с собственным народом, постепенно сформируются культурные продюсеры. Которые не будут воспринимать русское кино как колониальное, доедающее объедки с коммерческого западного кино и порождающее все эти "стрелялки" и "мочиловки". Для того чтобы такие продюсеры сформировались, нужна образовательная система и индивидуальные качества отдельных людей. Они уже есть, но их единицы. Я назову Романа Борисевича, спродюсировавшего "Свободное плавание" и "Простые вещи", Андрея Сигле, который продюсировал Сокурова и который сейчас спродюсировал "Преступление и наказание". Из совсем молодых могу предположить, что может что-то получиться у Ирины Смолко, которая сейчас работает с Димой Соболевым. Некоторые крупные студии, например, "ЦПШ", начинают формировать пакеты авторского кино. Доля авторского кино всегда будет мала, но она будет. В каждом культурном кинопроизводстве есть место для Джима Джармуша. В Америке он не идет на широких экранах, но его фильмы смотрят в любом киноинституте. Лет через 15—20 мы достигнем подобной ситуации с авторским кино, опять же, если не будет войны с народом".
(О РАЗРУШЕНИИ НАЦИИ)
"Это немножко резко, но нация действительно разрушена, и требуется время для ее восстановления. Причем для восстановления не на потребительских основах. Нельзя жить в буржуазном обществе и петь при этом гимн буржуазии. Это некультурно. Этого нет даже в Америке. И, несмотря на масскульт, мы должны отвоевать что-то другое. Мы должны держаться русской культурной традиции литературы девятнадцатого века, прислушиваться к православию и быть цивилизованными. То, что мы потеряли, никогда не возродится, но на этой основе что-то будет".
("Новые известия", 31.01.08)

Последние новости