КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ НЕ НАЧНЕТСЯ"
"Во времена моей юности Америка была довольно популярна в среде молодежи и интеллигенции. Казалось, что все хорошее пробивается к нам именно оттуда - джинсы, джаз, литература, рок-музыка, фильмы, которые удавалось посмотреть на закрытых показах. Отношения на государственном уровне, естественно, были плохие, хуже некуда, холодная война в разгаре, но для нас понятие свободы ассоциировалось именно с Америкой. И в Европе к ней тогда совсем по-другому относились. Но времена меняются, мы живем уже в новой стране, да и Америка тогда была другая. Она ведь тоже меняется. Сейчас эта страна переживает не лучший период в своей истории. Наши отношения в последнее время стали напрягаться. Но ведь и европейцы к Америке, мягко говоря, относятся настороженно. Тут многое накопилось. Стремление американцев руководить и направлять, агрессия в Ираке, бомбежки Югославии - ничто не проходит бесследно. США порой ведут себя весьма бесцеремонно, как это свойственно всем сверхдержавам, что, конечно же, вызывает раздражение. Кстати, и к Советскому Союзу в соцлагере примерно так же когда-то относились, поднадоели мы им. Вот и Америка перестала быть популярной".
(О ПРОСТЫХ АМЕРИКАНЦАХ)
"Когда мы снимали "Американскую дочь", я жил в CША около четырех месяцев, и впечатления от жителей США у меня остались очень позитивные. Открытые, простодушные, абсолютно неагрессивные люди. Да и с чего им быть агрессивными? Страна у них большая, богатая, двумя океанами с обеих сторон защищена. Отчего-то принято думать, что все они - бездуховные дураки, тупо жующие попкорн и гамбургеры. Ерунда полнейшая. Естественно, там тоже есть дураки, как и у нас, кстати говоря. Но я встречал очень много тонких, интересных, весьма образованных людей, и представлять Америку как скопище идиотов по меньшей мере глупо. Хотя, по-моему, многие американцы пребывают во власти всякого рода стереотипов. Прессе, телевидению, вообще средствам массовой информации они верят безоговорочно. А в среде высшего американского общества определенный элемент надменности, несомненно, присутствует. Ощущение некоей избранности, всему миру противопоставленное. Некоторые американские интеллектуалы обожают всех учить и поправлять, охраняя свободу, которую только им удалось схватить за хвост. Наверное, и на простых людей это действует, пропаганда-то мощная. Им кажется, что все самое лучшее - именно у них, в Америке. И надо отдать должное, у янки действительно есть очень много хорошего. Огромные достижения в области науки, в культуре и так далее. Нам есть чему поучиться. Честно говоря, такое самомнение произрастает на реальной почве. Вот только в последнее время как-то перебрали они с этим".
(ОБ ИТОГАХ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ")
"Да, в 90-е годы у нас был период полной эйфории, когда казалось, что мир стал более безопасным, более разумным и отношения между двумя странами могут стать дружескими. Но вот не получилось пока ничего. Америка ведь не случайно же объявила тогда о своей победе в холодной войне. Они не были готовы считать нас равноправными партнерами и отнеслись к нам как к побежденным. Что, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Когда-то они нас боялись, теперь стали снисходительно по плечу похлопывать, как неразумного младшего брата. Кому это понравится, скажите? Распался Варшавский пакт, Россия демонстрировала очевидное миролюбие, но НАТО продолжало расширяться, их базы уже практически под Петербургом (сколько там километров до Эстонии, до Нарвы, - сто, наверное?). Они не желают считаться ни с чьими интересами, кроме своих. Все это вызывает ответную реакцию даже у тех людей, кто в юности заслушивался их музыкой, восторгался Хемингуэем и обожал их фильмы. Но тут американцам некого винить, кроме себя".
("Итоги", 03.12.07)