"АРТИСТКА": НЕИЗМЕННО ТЯЖЕЛАЯ ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ ***

Пресс-показ фильма "Артистка" (Россия, 2007, режиссер — Станислав Говорухин, в ролях — Евгения Добровольская, Мария Аронова, Юрий Степанов, Александр Абдулов, Дмитрий Певцов, Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Светлана Немоляева) прошел в кинотеатре "Октябрь" 25 июля.
Кто о чем, а Станислав Говорухин вновь о тяжелой женской доле. Четыре года назад он, как известно, уже снял душераздирающую историю о простой деревенской девушке, на заре советской власти вышедшей замуж за красноармейца. И уж как только тот над ней не измывался — и аборт заставил сделать, и с ребенком разлучил, и обходился как с прислугой. Но все стерпела женщина, за что ей от режиссера — благословение. Дабы не показаться излишне кратким, Говорухин вместе с вышеупомянутым художественным фильмом "Благословите женщину" снял заодно и одноименный телесериал — чтобы никому мало не показалось. И вроде бы к сказанному уже ни добавить, ни прибавить… Но нет, не оставляет Станислава Сергеевича фантомная боль. Врешь, мол, не раскрыта еще до конца тема, есть еще женское горе на земле русской! А стало быть, нужно продолжать нести свой крест, снова и снова разъясняя всю важность уважительного отношения к слабому полу. На этот раз под прицел всевидящего режиссерского ока попала горькая судьбина женщины другого времени и иной профессии. Действие картины разворачивается в наши дни, несчастная работает актрисой в театре имени Грибоедова, мечтает о главных ролях и большой светлой любви. А в жизни, как несложно догадаться, нет ни того, ни другого. Не имея возможности радикально изменить подобное положение вещей в качестве депутата Госдумы, в кино Говорухин, словно Дон Кихот мощью своей длани, выпрямляет кривду, заступается за обиженных. И выполняет три заветных желания талантливой, но неудачливой поначалу героини: она находит себе мужа, получает роль Гертруды в постановке "Гамлета", а заодно и еще одну вожделенную роль в некоем телесериале.
Для "Артистки" режиссер подобрал сильный актерский состав: в роли "униженной и оскорбленной" - Евгения Добровольская, в качестве ее подруги — блистательная Мария Аронова. Из прочих звезд — Александр Абдулов, Дмитрий Певцов, Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Светлана Немоляева. Казалось бы, сказать таким актерам "не верю" язык не повернется. И действительно, играют все замечательно. Но, стараясь во всей полноте раскрыть тяжесть женской доли, Говорухин, что называется, заигрался сам. И образы вышли словно из железобетона: "непризнанная актриса", "циничная подруга", "робкий ученый-паразитолог", "простой электрик", "успешный бизнесмен" и прочее, прочее… Несмотря на это, картина наверняка будет иметь успех у неудовлетворенных своей жизнью дам: возможность почувствовать, что не тебе одной плохо, а заодно и поверить, что в результате все равно выйдет хорошо, дорогого стоит.
Один такой фильм про непростую женскую судьбу со счастливым концом все прекрасно помнят — "Москва слезам не верит". Дань уважения ему отдает и Говорухин, буквально копируя в конце одну из сцен. Но здесь вспоминаются слова Треплева из чеховской "Чайки": "Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно". У Говорухина новых форм, увы, не просматривается. А уж нового содержания — и подавно. А ведь удачные примеры свежих фильмов на схожую тему есть — взять ту же картину о провинциальных актерах "Тупой жирный заяц" Вячеслава Росса, вышедшую на экраны всего четыре месяца назад.
Петр Давыдов, InterMedia

Последние новости