ВЫСТУПЛЕНИЕ МАРИИНСКОГО БАЛЕТА СТАЛО ВЕНЦОМ ФЕСТИВАЛЯ В КОСТОМУКШЕ
По словам художественного руководителя и непременного участника концертов пианиста Алексея Гориболя, особенности этого форума заключаются в том, что в афише смотра должен быть представлен самый разнообразный спектр музыкальных и театральных жанров и стилей: в камерных концертах обязательно звучит и классика, и современная музыка, а в театральной части с оперой и балетом соседствуют жанры капустника и развлекательного шоу.
Реализовать заявленную художественную концепцию юбилейного фестиваля его худруку удалось вполне. Хотя многие из заявленных звезд - меццо-сопрано Ирина Богачева, солист Мариинского театра тенор Евгений Акимов, дирижер Александр Сладковский, французский "Модильяни-квартет" - до Карелии не доехали, а международный статус фестиваля подтверждался присутствием только одного представителя иностранного государства - актрисы и певицы Моники Санторо из Италии (учившейся, впрочем, в Санкт-Петербурге).
Одним из самых пафосных событий фестиваля стал сольный вечер Зураба Соткилавы. Тенор завершал в Костомукше свой собственный юбилейный сезон и серию выступлений, посвященных его 70-летию. Певец включил в программу романсы Паоло Тости, фрагменты из опер Верди и Бизе (в дуэте с ним выступала его ученица, молодая меццо-сопрано Майрам Соколова), а также романсы Чайковского и Рахманинова.
Наименее удавшимися стали два вечера театра "Зазеркалье". Объявленный "Театральным капустником" первый из них оказался на деле эстрадным концертом, составленным из фрагментов популярных западных мюзиклов. Исполнение их было скорее любительским, чем профессиональным (в составе труппы приехало много студентов), и зрители, ожидавшие праздника юмора, получили совсем не то, на что рассчитывали. Во второй свой вечер театр показал постановку оперы Джакомо Пуччини "Богема", сыгранную в непривычно камерном для веристского шедевра формате: с камерным оркестром, сидящим на сцене, минимумом сомнительных декораций (здесь фигурировали, например, пластмассовые ящики для бутылок в качестве стульев и одноразовые пластиковые пакеты) и со значительными сокращениями музыкального материала. Самым неожиданным для костомукшан оказалось то, что солисты и хор пели оперу, как это и положено во всем мире, на языке оригинала — по-итальянски. Однако обязательной в таких случаях бегущей строки с русским переводом в ДК "Дружба" (постоянной фестивальной площадке) не было, и далеко не у всех зрителей оказались программки с текстом либретто. Поэтому неискушенным любителям искусства приходилось лишь догадываться о сюжетных перипетиях и дивиться на главную героиню, появившуюся на сцене почему-то в самых обычных брюках, заимствованных, как казалось, из собственного гардероба певицы.
Провал оперы в Костомукше был возмещен успехом балета. Аншлаговым стал гала-концерт, в котором блистали молодые солисты Мариинского театра. Следуя заданной художественной концепции, согласно которой в афише фестиваля должны присутствовать современная музыка и авангардные жанры, Алексей Гориболь привез в Костомукшу недавнюю петербургскую премьеру — одноактный балет "Как старый шарманщик" на музыку Леонида Десятникова в хореографии Алексея Мирошниченко. Исполнили балет Дарья Павленко и Антон Пимонов в сопровождении трио: Алексей Гориболь (фортепиано), Владислав Песин (скрипка) и Борис Степанов (тенор).
Во втором отделении концерта шел балетный дивертисмент, который составили Pas des deux из балетов Чайковского и Минкуса, "Видение розы" Вебера, "Лебедь" Сен-Санса и другие балетные "хиты". Традиционные балетные пачки, пуанты, необходимый набор прыжков, фуэте и другие атрибуты классического балета были именно тем, чего, собственно, хотела публика, устроившая молодым артистам Мариинки бурную овацию. Повторилась она и на заключительном гала-концерте фестиваля, завершившимся также выступлением Мариинского балета.
Елена Чишковская, InterMedia