ИЛЬЯ ЛАГУТЕНКО ("МУМИЙ ТРОЛЛЬ"): "МИР БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В КИТАЙЦАХ, ЧЕМ ОНИ В НЕМ"
"Что касается китайского, то получилось так, что ближайшая от дома школа была с преподаванием китайского языка. Может, за 10 лет в ней я и не очень хорошо выучил этот язык, но судьбу мою китайский изменил круто. Когда пришло время определяться с профессией, отчим — капитан дальнего плавания — предупредил, что моряк месяцами не видит семьи. Я понял, что так не смогу. А для архитектуры мне не хватало усидчивости. Вариант оставался один — востоковедение в Дальневосточном госуниверситете. Тогда была большая мода на Японию: жвачка, машины, телевизоры, все красиво. И конкурс на японское отделение был традиционно больше, чем на китайское. А про Китай во времена моей юности даже во Владивостоке мало знали — никаких отношений между СССР и КНР не было…"
(О КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОСТИ)
"Китай обожает петь. Там безумно распространено караоке. Другое дело, что современная музыка в КНР для уха европейцев звучит довольно своеобразно - это, я бы сказал, китайская версия поп-музыки. В Поднебесной ее называют "кантопоп" — потому что эти песни попали в остальной Китай из Гонконга, где все говорят на кантонском диалекте (в КНР десятки диалектов, часто жители разных провинций просто не могут понять друг друга. — Прим. ред.). А западную эстраду китайские слушатели вообще не воспринимают — она пока не может конкурировать с "кантопопом". Объясняется это, наверное, исторически. Китай традиционно был закрытым государством, жители которого иностранной культурой не интересовались. А в КНР, как и в СССР, рок-музыка долго была под запретом — там еще помнят культурную революцию. Но сейчас кое-что меняется: на фоне бурного экономического роста потребность в развлечениях растет, поэтому растет и спрос на попсу, но в своем варианте".
(О ПРОШЛОГОДНЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ ROLLING STONES В ШАНХАЕ)
"Этот концерт открыл мне глаза на Китай, который, как я думал, неплохо знаю. У меня там много друзей, в том числе и по Владивостоку: конечно, для них этот концерт в Шанхае был событием года. Неожиданностей хватало — "роллинги" перед выступлением должны были отдавать свои тексты на литовку, одну песню им даже "зарезали". Но самым неожиданным было другое: как вы думаете, сколько зрителей пришло на этот концерт? Семь тысяч — и это в одном из самых крупных городов мира! То есть на концерт пришли все иностранцы, живущие в Китае, и несколько сотен китайцев. При этом никаких запретов на покупку билетов не было, всех пускали. Эта история показывает, как ничтожен интерес китайцев к иностранной музыке и до какой степени они консервативны. В стране, конечно, есть прослойка рокеров 1980-х — тех, что выходили на площадь Тяньаньмэнь. Это было "золотое время китайского рока", но популярными в масштабах страны 4-5 рок-групп типа "Династии Тан", "Пантеры" так и не стали. В отличие от попсы, которая процветает в "своем" варианте, рок-музыка в Китае не интересует ни слушателей, ни спонсоров. Рок в Китае коммерчески не успешен — в отличие от России. Там с роком вообще уникальная ситуация: никто его особо не запрещает, но он никому и не интересен".
(ОБ УЧАСТИИ "МТ" В ПЕКИНСКОМ ПОП-ФЕСТИВАЛЕ)
"Мы действительно буквально на днях получили приглашение и подписали бумаги на участие в этом единственном разрешенном правительством фестивале альтернативной музыки. Больше того, мы единственная, так сказать, западная группа, которая в нем участвует. Между прочим, обязательное условие участия — литовка песен, прямо как в советские времена. Западным музыкантам понять это трудно. Мне американские коллеги говорили: что это за рок-н-ролл такой, чтобы тексты литовали?! На это я отвечал, что рок-н-ролл, мол, вы будете играть у себя в Америке, а в КНР… немного другая ситуация. Китайцы считают: если кто-то хочет быть гостем, он должен соблюдать их правила. К тому же мир, честно говоря, в них сегодня больше заинтересован, чем они в нем".
(БЛИЗКИ ЛИ ЕМУ ВОСТОЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ)
"…Идея недеяния… В теории она мне близка, но на практике осуществить ее сложно. Я, пожалуй, в авангарде тех, кто пропагандирует деяние. Я считаю, что надо всегда что-то делать. Чтобы у-вэй применять в жизни, нужно твердо решить, готов ли ты отрешиться от всего суетного. Я, например, нет".
(О ТЕОРИИ "МАНДАТА НЕБА")
"В России правители передают Мандат Неба друг другу (идея Мандата Неба в том, что им наделяется правитель страны, однако, если он обнаруживает свою несостоятельность, Мандат отбирается у него небесами. — Прим. ред.). Но это не мое дело. Вообще, в жизни придерживаюсь правила: "Не знаешь — не говори, что умнее. А знаешь, как лучше, — сделай сам". Я пока не знаю, как изменить это положение. Меня в общем политика не очень волнует. А что пугает, так это то, что практика передачи Мандата распространяется на все остальные сферы жизни. Получается замкнутый круг. Я решил для себя, что для исправления этой ситуации ничего сделать не могу. Поэтому буду писать музыку и тексты к ней — свой Мандат Неба я крепко зажал в руках и никому не отдам. А из преемников на пост президента мне оба нравятся — очень импозантные мужчины, производящие впечатления умных и немного себе на ум".
(ПОЙДЕТ ЛИ НА ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ)
"Конечно. Только пока не решил, за кого голосовать. Тем паче что уже появился и третий кандидат. Очень мне понравилось, как его ввели в игру: просто детектив. Мне такое по нраву. Это как в последней серии сериала: ты думал, что дело к финалу — вдруг появляется новый герой. И сюжет раскручивается заново".
("Огонек", №27, 2007)