"УБИЙЦА КЛАНА ИНУГАМИ": БЛЮДО ДЛЯ ИСТИННЫХ ГУРМАНОВ *****

Пресс-показ фильма "Убийца клана Инугами (Inugamike No Ichizoku, Япония, 2006, режиссер - Кон Итикава, в ролях — Кодзи Итидзака, Накао Мацусима, Кикуносукэ Онуэ, Джунко Фудзи) в рамках конкурсной программы XXIX ММКФ прошел в кинотеатре "Октябрь" 27 июня.
Старик СЈхэй Инугами, в чьих руках до последнего времени находилась добрая часть промышленного бизнеса в Шидзу, умирает, оставив завещание для потомков - last will. Большой семье магната, разумеется, не терпится узнать, кому именно достанутся баснословные богатства. Вакабаяси, управляющий и делопроизводитель фирмы, огласив волеизъявление бизнесмена, умирает при крайне таинственных обстоятельствах, успев перед этим оповестить сыщика Киндайти (Итидзака): "Здесь нечисто играют". Детектив, истинный народный герой, неопрятный и покрытый перхотью пожиратель пельменей, оперативно оказывается в месте разгара страстей. Он выясняет следующее: львиная доля денег достается ТамаЈ, девушке, выросшей и воспитанной в семье СЈхэя, но лишь при одном условии: она должна выйти замуж за одного из наследников состояния клана. Молодые японские парни Сукэкийо, Сукэтака и Сукэмото должны будут по очереди претендовать на ее руку и сердце, не забывая при этом и о деньгах. Подобный расклад нравится далеко не всем. Множится гора трупов, наследники погибают один за другим, их убийства зловещим образом обставлены по принципу йоки-котоки, родовой символики: в мгновении каждой смерти присутствует либо хризантема, либо топор, либо струна от кото (музыкальный инструмент, нечто вроде ориентальной арфы) - фамильные эмблемы клана. Прибавим сюда дополнительную загвоздку: один из наследников, якобы обезображенный в ходе военных действий, скрывает свое лицо под маской а-ля Фантомас, что вносит дополнительную сумятицу в и без того непростой ход развития семейного дела. Не подстроил ли все это сам титан северных провинций Японии? Следователю придется изрядно попотеть, прежде чем добраться до открывшейся истины.
Нечасто ММКФ балует нас классическим детективом, более того, скажем так - это первый случай за всю историю предприятия "класса А". Тем более отрадно, что устроители не побоялись пристроить в конкурс японское рафинированное блюдо для истинных "понимателей", гурманов, знающих толк в ребусах Агаты Кристи, Дороти Сейерс, Марджори Аллингейм. Перешагнувший девяностолетний рубеж и, увы, не посетивший Московский фестиваль по причине болезни, Кон Итикава снимает кино аж с 1948-го года. Режиссер прославился и самурайскими драмами, и комедийными лентами о суетности бытия. Сыщик же Коске Киндайти - его любимый герой, о нем Итикава снял немало полнометражных фильмов и их телевизионных версий. Киндайти - не лощеный усач-бельгиец Эркюль Пуаро, не экстравагантный толстяк Ниро Вульф; в нем нет ни одного намека на аристократизм. Скорее этого бедно одетого, простого и смекалистого парня, в чем-то похожего на нынешнего Джеки Чана, можно сравнить с честертоновским патером Брауном. Его оружие - не крепкие кулаки, а отточенное лезвие логической мысли. Сам же фильм представляет собой авторимейк ленты Итикавы образца 1975-го года. Выступая перед фильмом, актер Кодзи Ичизака сказал, что создатели, помимо всего прочего, хотели отрефлексировать момент состояния Японии в годы ее поражения. Глазами русского человека эта тема не прочитывается, но авторам безусловно виднее. Но дело здесь даже не в исторических параллелях. Фильм Итикавы красив и близок нам своей истинно японской лаконичной "картинкой": даже не вдаваясь в нюансы криминальной интриги, его можно созерцать, как сады камней или сакуру в цвету. Долгая (более двух часов) лента кажется лишь мгновением: в конце картины герой, разгадавший сложную цепь убийств, уходит вдаль по деревенской дороге: потертый чемоданчик, мелькающие в пыли сандалии - из ниоткуда в никуда, как в вестерне или в жизни. Ну а в том, что жюри фестиваля попросту проигнорировала изящную и ловкую работу японского мастера, мы снова, как и всегда, не видим ничего удивительного.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости