"АКВАРИУМ" - "ТУР" ****

"Гурман медиа". Релиз двойного DVD состоялся в июне.
Вместо очередной вариации на тему концертного "грейтест хитс" "Аквариум" порадовал легкой, но вместе с тем глубокой документальной зарисовкой, снятой в туре "Беспечный русский бродяга". Группа Бориса Гребенщикова независимо от состава населяющих ее в данный момент музыкантов всегда была чем-то большим, чем просто сообщество людей, спаянных профессиональными интересами. "Нам друг с другом не скучно", - говорил БГ, и, право, стоило допустить в "Аквариум" на три недели съемочную бригаду, чтобы в этом мог убедиться всякий неравнодушный зритель. Хотя фильм начинается ровно так же, как любой видеоконцерт — с кадров с заполняющими зал зрителями, - в дальнейшем режиссеры Григорий Хвалынский и Максим Матушевский ловко соскакивают с накатанных рельсов и устремляются в леса и поляны средней полосы России. Натурально: первая песня "Беспечный русский бродяга" сначала сопровождается концертными кадрами, а затем иллюстрируется съемкой бродящих по лесочку и достающих из-за пазухи припрятанную водку музыкантов "Аквариума". Получается такой будто бы клип в стилистике "Утренней почты", которая любила загнать советских эстрадных звезд петь свои идеологически выдержанные песни, бродя среди березок и глядясь в озера синие. Однако же "Тур" сформирован еще интереснее: 15 прозвучавших композиций служат то фоном для высказываний участников "Аквариума", то высказывания сами объясняют и дополняют эти произведения. В мифологии группы крайне важную роль играет понятие "естественность": в фильме несколько раз звучит сие слово, но главное, что "документалка" ничуть не противоречит этому понятию. Если, скажем, программа "Муз-ТВ" является продуктом сговора телевизионщиков и звезды, какими аспектами гастрольной жизни последняя должна повернуться к зрителю, то "аквариумисты" в кадре ничего не изображают, а просто живут. Единственным, наверно, отличием от обычного турового быта стали многочисленные интервью, смонтированные, впрочем, в ненапряжной, дружеской манере. А потом выясняется, что совершенно естественным образом, без мессианства и назидательности, группа "Аквариум" за час нарисовала коллективный автопортрет. Гребенщиков описывает мистический процесс сочинения песен, а затем раскрывает "аквариумовские" технологии внутригрупповой работы над ними — остальные музыканты подтверждают сказанное лидером. Отношения в коллективе, взаимодействие с алкоголем и Богом, любовь к женщинам, ориентиры в музыке — все, что вы хотели знать о людях "Аквариума", но боялись спросить, в ненавязчивом режиме сообщается вам за какой-то час. Не поговорили разве что о политике, ну да и черт с ней. Приятно, что ироничной философией "Аквариума" прониклись и авторы фильма — особым удовольствием может стать наблюдение за титрами. Рассуждающие о группе Андрей Макаревич и Борис Акунин, например, представлены титулом "друг БГ" с меняющимися подзаголовками типа "тоже музыкант" или "писатель".
На диске №2 представлены бонус-материалы, подкупающие доскональностью. Борис Гребенщиков подробно рассказывает об альбоме "Беспечный русский бродяга", и не только, а Акунин с Макаревичем говорят об "Аквариуме" то, что не вошло в основной фильм. Есть также два концертных клипа, но самое главное — это видеопредставление музыкантов группы. Наиболее лаконичным оказался Гребенщиков, заявивший буквально следующее: "Я не имею качеств и свойств. Про меня нечего сказать". К счастью, про остальных говорится (ими самими и коллегами) куда как подробнее. И не только об "основном составе", но и, например, о звукорежиссерах и штатном "аквариумовском" художнике по свету Марке Соломоновиче Брикмане, колоритном старичке с внешностью рок-звезды.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости