"АЛИСА" - "ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ РОК" ***

Real Records. Релиз двойного диска из серии "Realive" состоялся в марте.
Главная претензия к нынешнему времени заключается вот в чем: на смену умению мыслить самостоятельно, чему подростков конца 80-х учила программа "Взгляд", пришла исключительная регламентированность взглядов. Вот вы, например, искренне гордитесь своей страной и ее успехами. Бывает. Но просто так гордиться вам непозволительно — вместе с любовью к родине полагается нежно любить Путина, восхвалять линию "Единой России" и считать биороботов Грызлова и Миронова крупнейшими политиками начала XXI века. А если вы вдруг начинаете анализировать биороботовские инициативы и приходите к выводу, что вменяемый человек такого сказать не может — то, может, вы и Родину не так уж любите? Может, вам и лучший чеченский друг Москвы Рамзан Кадыров кажется подозрительным типом? Обратный пример: задыхаясь в затхлой атмосфере нового застоя, вы рисуете плакат "Путин, уйди сам!" и выходите на улицу — прежде чем попасть в каталажку, вы попадете в компанию бравых молодых людей под красным флагом, в середину которого помещен символ, подозрительно напоминающий свастику. Протестные уличные акции — удел запрещенной НБП, чья политическая доктрина в не относящихся к Путину разделах выглядит вполне зловеще. И так, собственно, во всем: если вы симпатизируете коммунистам, извольте по первому зову бежать громить палатки буржуев; если вы православный, истязайте себя постами и ненавистью к евреям; если вам не нравится поведение некоторых кавказцев в Москве (например, частных извозчиков, выделывающих на своих тольяттинских рыдванах дикие пируэты у станций метро), записывайтесь в националисты и метите поганой метлой всех смуглых граждан независимо от их образовательного уровня и рода занятий; если же вам близки идеалы политкорректности, вычеркните из русского языка слово "негр" и посвятите свою жизнь борьбе за права инвалидов-лесбиянок. Почему до сих пор не запрещена песня со словами "думайте сами, решайте сами", мне решительно непонятно — видимо, власти уверены, что ее смысл уже мало кто понимает. Граждане, способные продраться через толпу демагогов, сохранив ясность мышления и самостоятельное мировоззрение (в котором вполне могут сочетаться 10 заповедей и "Моральный кодекс строителя коммунизма"), превратились в штучный товар, количество которого на исход выборов не влияет.
Подобных чересчур самостоятельных граждан всегда было чуть больше среди людей, чьим рабочим инструментом являются мозг и душа — писателей, журналистов, рок-музыкантов. Это и по сей день так: Шевчук нет-нет да и брякнет какую-нибудь не совпадающую с государственной пропагандой правду о чеченской войне; Сукачев намекнет, что "все не так, ребята"; Макаревич устало поворчит на несовершенство мироустройства и Первого канала; Кинчев сообщит, что "зверя лечит только отстрел" и назовет захвативших школу в Беслане террористов "мразью". Признаться, я приветствовал появление в репертуаре "Алисы" подобных песен - художник должен говорить пусть корявую, но правду, ибо надоели аполитичные развлекатели. И спорный знак на обложке альбома "Солнцеворот" я видел древнеславянским символом и приглашением к исторической дискуссии. Однако постепенно выяснилось, что самостоятельность кинчевского мышления сильно преувеличена уважающими его за былые заслуги слушателями. "Православная религия дает костыли, без которых человек идти не может", - проповедовал воцерковленный Константин Евгеньевич, и ладно бы только это. Вскоре читатели интервью Кинчева узнали, что "у России нет друзей, кроме ее армии и флота", что идеальному государю нашему мешают вороватые бояре и что иноверцы не правы. Просто не правы, просто потому, что иноверцы. Клипы же "Алисы" стали напоминать видеоряд то ли к славянскому фэнтези, то ли к военно-патриотической стратегии, а из текстов напрочь пропала характерная для раннего Кинчева ирония. Собственно, практически все новые песни "Алисы" в безапелляционно лозунговом духе выражают нынешние взгляды Константина Евгеньевича. Вот вы их перечтите в буклете (вам можно: если вы все еще читаете этот текст, значит, с мозгами у вас все в порядке) - поразитесь густопсовому мракобесию, которое там царит и которое поначалу можно было спутать с самобытностью мышления поэта.
Данный концертник записан 9 ноября 2005 года в ДС "Лужники". Это великолепно изданная, очень качественная работа одной из самых профессионально работающих на сцене рок-групп. Пока еще качественная, ибо, если с течением времени великие старые хиты будут вытесняться из концертного плей-листа песнями типа "Черный", "Смутные дни" и "Звери", то шоу "Алисы" превратятся в трудновыносимое зрелище. Ведь тяжело восхищаться спортивной формой Кинчева, мастерством гитарреро Романова и плотной стеной тяжелого звука, когда через эти стены пробиваются безапелляционные и далекие от нравственных императивов нормальных людей слова. "Мое поколение", "Стерх", "Ко мне" и песни Виктора Цоя выглядят здесь парламентариями, пришедшими примирять "алисоманов" с новым Константином Кинчевым. Им это удается, но надолго ли?
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости