ЗЕМФИРА — "ЗЕМФИРА.DVD" ****

Real Records. Релиз DVD состоялся в феврале.
"Земфира.DVD" получился эдаким видеоприложением к "Земфира.Live" - суховатый, как коробка просроченных конфет, подарок поклонникам. Никакого дружелюбного разговора со зрителем опять не получилось: кроме имен режиссеров клипов, коробка не содержит более никакой информации, а на самом диске ролики идут даже без названий. Уж молчим о том, что DVD обошелся без документальных фильмов, концертных съемок, каких-то редкостей и всего прочего, что часто вставляют в видеорелизы в качестве комплимента. Один бонус здесь, впрочем, присутствует, но о нем ниже.
Итак, остается довольствоваться тем, что есть — неполной клипографией Земфиры. DVD лучше использовать, чтобы вспомнить некоторые великолепные песни, но не для наслаждения мастерством клипмейкеров. Отношения с экранизациями своей музыки у певицы складывались непросто, поэтому подборка получается весьма неточной и мало что объясняющей. Сюда так и не вошел самый первый клип Земфиры "СПИД", который сняли и не показали (по почти официальной версии, "чтобы не пугать народ"). Не попали в сборник и "Пробки", режиссер которых Ирина Миронова в своей готовящейся книге довольно жестко высказалась о телегеничности и характере Земфиры. Вообще по большому счету "девочке-скандалу" клипы были не особо нужны. Использовать их в качестве рекламных роликов под альбом и тур? Ну смешно же. Даже сегодня, дебютируй она со своими песнями, не потребовались бы ей все эти нынешние отработанные технологии шоу-бизнеса: и так бы пели всенародно. К выходу каждой пластинки тем не менее были приурочены съемки пары-тройки клипов — как правило, не на самые сильные песни, в результате чего от внимания воспитанной на телевизоре аудитории отчасти ускользнули лучшие номера, например, первого альбома — "Ромашки", "Анечка" и "СПИД". Некоторые режиссеры пытались использовать земфирин материал для самоутверждения и демонстрации собственной гениальности (непризнанной). Понятно, что Земфире это вряд ли могло понравиться, и совместные результаты получались весьма плачевными. Ну а режиссер, чей талант мог бы помножиться на талант певицы, ей так и не встретился. Даже Рената Литвинова на самом деле сумела только снять Земфиру красиво, не предложив ни сюжетов, ни запоминающихся идей. Так что, как говорится, искусство по-прежнему в большом долгу…
Зато Земфире "повезло" с пристрастием клипмейкеров к зеленым светофильтрам и смутным пятнам неизвестно чего. Аляповатый полуконцертный клип "Почему" снял модный ныне режиссер Павел Руминов, Александр Солоха в "Ариведерчи" придумал заштриховать лицо певицы какой-то кляксой — клипы прокатили на ура только из-за магии песен. Ко второму и третьему альбому это работать перестало — зеленоватые "Искала" и "Мачо" довели до того, что эти произведения Земфиры многих стали раздражать. А "Бесконечность", которую Виктор Вилкс иллюстрировал кадрами документальной хроники, оказалась всего лишь сомнительным экспериментом: убедить зрителя в том, что видеоряд имеет какое-то отношение к содержанию песни, режиссер не смог, а певица и не собиралась. Из клипов этого периода полноценно радуют только работы Павла Владимирского "Хочешь" и "ПММЛ": режиссер обошелся без диких световых эффектов, снял внятную спокойную картинку — и это вкупе с отличными песнями дало результат, близкий к оптимальному.
Последние четыре клипа в подборке сняла Литвинова. Все бы ничего, но когда главной сюжетной перипетией ролика оказывается мимика Земфиры, очень многое зависит от песни: если динамичную и легкую "Прогулку" можно смотреть с большим удовольствием, хотя там ничего и не происходит, то "Итоги" (тот самый бонусный ролик, снятый одним планом), вполне вероятно, зритель "ниасилит".
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости