"СПЛИН" - "РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ" ***

Navigator Records. Релиз диск состоялся 7 февраля.
Как-то незаметно "Сплин" перешел в весовую категорию рок-мэтров — из тех, от чьих альбомов не ждешь открытий, но которые гарантируют успокоительную стабильность. Для таких музыкантов удивить слушателя уже не является главным стимулом; если им удается где-то удивить себя — уже хорошо. Но на этом этапе удачный/неудачный альбом уже абсолютно ни на что не влияют: многочисленные поклонники все равно его купят и диск им все равно понравится, какая бы околесица там ни была записана. Если же там паче чаяния окажется записана гениальная музыка сфер — все равно на местоположении группы в отечественной культуре это отразится в весьма минимальной степени: какая по большому счету разница, километром выше или ниже расположено облачко тех или иных небожителей? В случае группы "Сплин" вышеприведенные расклады усугубляются еще и классической интровертностью лидера команды Александра Васильева. Вот уж кому до лампы любые коммерческие расклады и прием публикой потенциальных хитов. Многочисленные преданные фанаты, скупающие диски и билеты на концерты, никогда не позволят Васильеву умереть с голоду. А коли так — можно увлекаться нойзом, увольнять улыбчивых флейтистов, записывать песни любой конфигурации и даже по просьбе рекорд-лейблов объединять их в альбомы. Поэтому от "Раздвоения личности" не следовало ждать каких-то откровений и тем более на основании этой пластинки делать выводы о тенденциях развития рок-музыки в России. Диск фиксирует некое нынешнее творческое состояние конкретного Александра Васильева — не так уж мало, на самом деле, но за весь рок лидер "Сплина" уж точно не ответчик. И радиохиты в альбоме ищите, пожалуйста, сами — ну если есть у вас такая в этом необходимость.
Состояние Васильева же — нервное (что, прямо скажем, не новость), местами злое, местами пофигистичное. Смена состава, впрочем, пошла команде на пользу: если в предыдущем альбоме "Реверсивная хроника событий" "индустриальные" эксперименты выглядели несколько натянутыми, то сегодня "Сплин" демонстрирует лаконичное и жесткое звучание естественного происхождения; оно ближе к хеви-метал, чем к поп-року. Как сочетать этот благоприобретенный заманчивый рок-саунд с вокальной манерой Александра Васильева, группа еще толком не придумала. Фирменные подвывания лидера изменений-то не претерпели и местами кажутся явлениями из прошлой жизни. В то же время именно эти интонации вывели "Сплин" в их нынешнюю заоблачную категорию — так не отказываться же от них. Странный компромисс между "старым" солистом и "новым" составом выразился в чрезмерном увлечении рефренами: какую-нибудь фразу вроде "вышибло пробки в доме" или "господи, ты лучше всех" Васильев склонен под чеканный ритм произносить до тех пор, пока у слушателя не затрясется голова, как на "металлическом" концерте. Повторы эти зомбируют почище "25-го кадра", хорошо еще, что призывы Васильева звучат весьма абстрактно. Кроме того, в некоторых песнях вокал вообще представлен в виде речитатива.
Включение в пластинку произведения на стихи Маяковского заставило более пристрастно приглядеться к Александру Васильеву как к поэту. Увы, "Маяк" так и остался лучшим текстом "Раздвоения личности": тягаться с Владимиром Владимировичем Васильев не захотел или не смог. Поклонникам словесных загогулин лидера "Сплина" в свое время и ходульный "Англо-русский словарь" показался поэтическим откровением: так вот, они вполне утешатся "Матчем", "Лепестком" или же "Прочь из моей головы". Те же, кто у Васильева ценил нежно-нервно-цеплючие мелодии, обратят внимание на "Скажи" и "Бетховена". Песня "Сын" была сочинена после того, как беременной жене Александра сделали УЗИ: соответственно, если вы подобного опыта не имели (в силу, например, молодости), трек может показаться бредово-бессмысленным. Остальные же вполне разделят чувства солиста "Сплин". Но повторюсь, все эти совпадения и разделения чувств — они совершенно случайны, Васильев не имел их в виду ни разу. Он писал для себя. Коли есть охота поймать его волну, попробуйте. Нет — отложите диск в сторону. Если новый "Сплин" и иллюстрирует какую-то рок-тенденцию, то она заключается в практически полном отсутствии на внутреннем рынке работ, необходимых для обязательного прослушивания.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости