"ОТПУСК ПО ОБМЕНУ": СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ

Премьера романтической комедии "Отпуск по обмену" (The Holiday, США, 2006, режиссер — Нэнси Мейерс, в ролях — Кэмерон Диас, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Джек Блэк, Илай Уоллах, Эдвард Бернс, Руфус Сьюэлл) прошла в кинотеатре "Формула Кино" (Европа) 6 декабря.
Англичанка Айрис (Уинслет) — талантливая журналистка, знающая толк в неразделенной любви, узнает, что ее любимый человек, коллега Джаспер обручился с девушкой из отдела маркетинга, и горько плачет по ночам в своем маленьком, уютном коттедже. Американка Аманда (Диас) — преуспевающий продюсер рекламных роликов - в очередной раз терпит крах в личной жизни, выставляет бойфренда на улицу и решает, что ей жизненно необходимо сменить обстановку. С помощью Всемирной сети девушки находят друг друга и совершают обмен домами на время рождественских праздников. Айрис поселяется в роскошных апартаментах в Лос-Анджелесе, знакомится с престарелым сценаристом (по сценарию, это он привнес слово "Малыш" в хрестоматийную фразу из "Касабланки"), "священным чудовищем" старого Голливуда Артуром Эбботом (Илай Уоллах — "Великолепная семерка", "Хороший, плохой, злой"), который составляет для нее список рекомендованных фильмов и пытается перековать мягкую англичанку в черно-белую сталь Барбары Стэнвик. Терапия делает свое дело: случайная встреча с голливудским композитором Майлзом (Блэк) перерастает в большое светлое чувство. А в это время за океаном заснеженной ночью на пороге Аманды появляется прекрасный пьяный брат Айрис Грэм (Лоу), с которым сбежавшая от мужчин девушка немедленно ложится в постель, а после долго рефлексирует по поводу и без повода, мечется между желанием сбежать в Америку и остаться - в общем, влюбляется в него без памяти. На поверку повеса и пьяница Грэм оказывается примерным вдовцом с двумя дочерьми, а жесткая Аманда обретает давно утраченную способность плакать, а соответственно, и любить.
Очень хотелось бы написать о том, что над новой работой режиссера Нэнси Мейерс ("Чего хотят женщины", "Отец невесты") витает дух романтического великолепия старого Голливуда. Кажется, для этого сделано все необходимое: ненавязчивыми штрихами нас ставят в известность, что Айрис родом из того же городка, что и Кэри Грант, и комедию с участием именно этого актера смотрит вечерком по телевизору Аманда; в диалогах с разумной частотой ласкают слух упоминания о "Касабланке", "Леди Еве", "Унесенных ветром" и прочей классике; Артур Эббот (читай - Илай Уоллах) произносит флибустьерскую речь о том, как измельчал современный кинематограф; да и сама фабула любовных историй в канун Рождества отсылает к неподражаемым лентам Фрэнка Капры. Однако на эту схему работает только невероятная Кейт Уинслет, способная спасти любой проект от полнейшего забвения каким-то особым внутренним светом, почти несвойственным большинству голливудских небожителей. На ее фоне Кэмерон Диас (в последнее время приобретающая почти пугающее внешнее сходство с актрисой Эллен Баркин) смотрится обычной статисткой замшелого провинциального театра. Про мужские роли и говорить как-то неудобно - все-таки истории эти сугубо женские; единственное, что совсем ни в какие ворота не лезет — это сочетание в одном кадре Кейт Уинслет и Джека Блэка. Последний, хоть и отметился в истории не только благодаря фирменному комизму и легкой руке Питера Джексона ("Кинг Конг"), но и как гениальный изобретатель дезодоранта по уничтожению естественных надобностей домашних животных под названием "Какапшик" ("Черная зависть"), ну уж никак не тянет на романтического героя, способного заинтересовать героиню Кейт.
А в том, что искомый результат так и не был достигнут, виноват, безусловно, сценарий: первые полчаса разрешены просто прекрасно, однако потом действие вязнет даже не в обязательной для романтической мелодрамы сентиментальной разжиженности чувств, а просто в предсказуемой на несколько ходов вперед сюжетной конструкции. Обидно, потому как потенциал этой картины, заложенный в начале, так и не был раскрыт. Понятно, что у подобного жанра есть свои, очень четкие законы: в финале обязателен если и не поцелуй в диафрагму, то, по крайней мере, новогодние танцы у камина счастливо обретших любовь пар. Но от самого развития событий все же хотелось чего-то большего.
Впрочем, не все так безнадежно. И та половина человечества, что проливала слезы над фильмами Норы Эфрон ("Неспящие в Сиэтле") вполне удовлетворятся ее новой модернизированной инкарнацией, пришедшей в Голливуд под именем Нэнси Мейерс. Потому как в преддверие Рождества иногда очень хочется посмотреть простое романтическое позитивное кино о человеческих отношениях, тем более что оригинальное название ленты можно перевести как "каникулы" или "праздник".
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости