"АСТРАЛЬНОЕ КУНГ-ФУ": ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ

"Викинг Видео". Релиз DVD состоялся в ноябре.
"Астральное кунг-фу" (Spiritual Kung-Fu, Гонконг, 1978, режиссер — Ло Вэй, в ролях - Джеки Чан, Джеймс Тьен, Ву Вэн Сю, Ли Тун Чэнь, Ли Хуэнь).
Чтобы перевести английское слово "spiritual" как "астральное" нужно обладать достаточно специфическим складом ума, но суть, конечно, не в этом. Зачем цепляться к словам? Пусть будет "астральное". В обществе, тешащем свое самолюбие самолюбованием, принято считать, что все люди разные. Это обстоятельство отмечали многие видные мыслители - достаточно упомянуть Маркса и Ницше. Не обошли вниманием эту тему и кинематографисты, в разное время констатировавшие, в частности, что у одних имеется револьвер, а другим приходится копать землю ("Хороший, плохой, злой" Серджо Леоне), одни сидят на трубах, а другим нужны деньги ("Игла" Рашида Нугманова), ну и так далее. Существенным различием между людьми можно считать и то, что некоторые обожают фильмы про шаолиньских монахов, другие же их принципиально игнорируют. В чем же прелесть этой гонконгской продукции? Объяснить логически не представляется возможным, ибо едва ли не в каждой ленте незначительно варьируется одна и та же формула: война между кланами плюс месть за родителей плюс бесконечные поединки. Однако что поделаешь? Вот нравится смотреть и все тут!
В монастыре Шаолинь уже в который раз случился локальный переполох. Под покровом ночи враги выкрали древний манускрипт, повествующий об убойной силе военного искусства "Семь кулаков". Человек, овладевший этим стилем, практически непобедим. Неудивительно, что седобородый старец, глава Шаолиня, несколько разозлился. Гнев его, однако, падает на голову ни в чем не повинного молодого ученика (Джеки Чан), которому и без того приходится несладко: знай таскай из колодца воду да отбивай себе пальцы на тренировках. Насильно заточенный в библиотеку, прибежище интеллектуалов, но уж никак не воинов, опечаленный Джеки пытается уснуть, но тщетно. По ночам его беспокоит сплоченная пятерка, бригада призраков. Их вид поначалу вызывает у молодого человека оторопь: редко где можно встретить столь курьезных духов. Сущности, затянутые в белые трико, в коротких балетных юбочках, на головы нахлобучены рыжие парики - от такого зрелища, пожалуй, немедленно убежишь! Но привидения оказались не так просты и мигом научили юного мастера сражаться по комбинированному методу Журавля, Дракона, Змеи, Тигра и Леопарда. "Все понятно, сплошные животные", - смущенно и восхищенно комментирует Джеки, ну а дальнейшее оказалось - в прямом смысле - лишь делом техники, и вместе с азиатской красавицей из не менее именитого клана Ву-Тан, ученик, вооруженный новоприобретенными "зверскими" навыками, быстро показывает злоумышленникам, кто здесь главный и чье кунг-фу лучше. Добро (ведь герои фильма какие-никакие, а все же монахи!), пусть и с немалым запозданием, все-таки торжествует.
Сценарист, режиссер и продюсер Ло Вэй стоял у истоков жанра "виртуозного восточного мордобоя". Звездный час китайского автора пробил, когда он открыл для широких народных масс талант Брюса Ли ("Большой босс", "Кулак ярости"). Но Брюс, как всем известно, оказался не жильцом на этом свете, и Ло Вэй переключил свое внимание на одного из его самых одаренных ассистентов. Результат известен: фильмы с Джеки Чаном смотрят во всем мире и, наверное, будут смотреть всегда. Однако то, что снимал Ло Вэй в 70-е годы, значительно отличается от канонических работ с участием обаятельной "боевой машины", достаточно вспомнить психоделику странных исторических детективов "Метеор-убийца" (1976) и "Убить с интригой (1977). К моменту же создания "Астрального кунг-фу" для магната наступили далеко не лучшие времена, ибо конкурирующая (и более крупная) компания "Золотой урожай" (Golden Harvest) вознамерилась протянуть свои жадные щупальца в сторону Джеки, главной студийной звезды. В конечном счете им удалось его переманить, после чего название фирмы сразу же обрело буквальное значение. Следующая лента Ло Вэя, удивительная и искрометная "Бесстрашная гиена" (1979), оказалась последней в цепи сотрудничества двух парней, которых теперь принято считать абсолютными классиками. Впоследствии стиль Ло Вэя, который лучше всего определить оксюмороном "жестокая наивность", оказался не то чтобы утрачен, но трансформировался и был размыт. Режиссер оказался "крепким орешком", сопротивлялся до конца и даже угрожал Чану, сделавшему имя его корпорации, а Джеки, спасаясь от натиска босса, укрылся на Тайване, короче говоря, события разворачивались по жестким законам китайского шоу-бизнеса. Пока же на дворе 1978 год, все безоблачно, и в извлеченном компанией "Viking" из каких-то очень древних бабушкиных сундуков "Астральном кунг-фу" зрителю являет себя самобытнейшая реальность, свойственная лишь той эпохе и украшенная, к тому же, редким для Гонконга тех лет мистическим орнаментом. Безусловно, это - одна из самых причудливых картин того безвозвратно ушедшего от нас периода, причем не только в масштабе "шокирующей" Азии. Что же касается темы потустороннего мира, то с легкой руки Ло Вэя она и впредь нет-нет да и будет прорисовываться в фильмах Гонконга, то в комедийно-макабровом ("Встречи с привидениями" с участием Саммо Хунга, приятеля и соратника Джеки), то в пронзительно-лирическом ("Румяна" с роскошной Анитой Муи) ключе. Вплоть до апофеоза, совсем недавней очаровательной дикости под названием "Шаолинь против зловещих мертвецов". А что вы хотите? Призраки на то и призраки, что бессмертны.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости