ИЛЬЯ РЕЗНИК — "КВАДРАТ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ"

"СВР-Медиа". Книга вышла в свет летом.
Профессиональные поэты вызывают у меня не меньший трепет, чем, скажем, космонавты, альпинисты или политтехнологи. Ярчайший пример их интеллектуальной мощи — история с гимном Советского Союза, ныне известного как гимн России. Небольшая ловкость рук — и товарищ Сталин быстро и безболезненно заменяется на православные ценности и гордость лесами, полями и двуглавой дичью. Слабонервные могут сколько угодно возмущаться гибкостью политических убеждений гимнописца — а дело-то тут не в гибкости, а в профессионализме. Вот обладает человек поэтическим инструментарием, и благодаря этому может сходу складно и ладно прославить хоть монархию, хоть анархию, хоть Череповецкий металлургический комбинат. Басни, тексты песен, детские стихи, революционная романтика, любовные притчи — как говорил рекламный слоган советских времен, "что угодно для души в магазинах Ленгалантереи". При этом гарантировано соблюдение размера, точность рифм и даже смысл, причем для эстрадного текста профессиональный поэт напишет текст поглупее, а для портфолио карликовой партии — исполненные пафоса строки о любви к Родине и заботе о народе.
Профессиональный поэт Илья Рахмиэлевич Резник больше известен как автор текстов песен Аллы Пугачевой, но на самом деле его талант гораздо многограннее. Подробнее об этом можно прочитать в предисловии к "Квадрату четверостиший", где Резник именуется "великим магом и волшебником русского слова", "человеком с высокой гражданской позицией", а также "самым гениальным из ныне живущих поэтов". Новая книга, по мнению автора панегирика Вячеслава Дуванидиса, "дает нам представление о чистоте души и концентрации божественного дара поэта". Впрочем, довольно цитат из предисловия, ибо они мало что объясняют. Обойдусь своими словами. Однажды Илья Резник чуть ли не на спор сочинил чуть ли не тысячу частушек, а тут доказывает, что профессиональные поэты способны не только на это. В "Квадрат четверостиший" вошло более трехсот, представьте себе, четверостиший, написанных, как и частушки, в рекордно краткие сроки. Надо ли говорить, что, несмотря на стахановские темпы создания, здесь все в порядке и с размером, и с рифмой — сомнительными с этих точек зрения показались, наверно, не более пяти произведений.
Но вот где бы профессиональному поэту найти столь же профессионального читателя, способного в один присест проглотить три сотни четверостиший, не разбитых ни на какие подразделы? Даже книги афоризмов и сборники анекдотов обычно группируются по темам, и представленные стихи Резника теоретически вполне подлежат подобному разбиению: патриотические куплеты, стихи о Боге и религии, четырехстрочные оды женщинам, размышления о поэтическом хлебе, меткие наблюдения и многое другое следуют в "Квадрате…" вперемешку. Так что книжку лучше использовать в качестве гадальной. Попробуем страницу 16: "В России жить довольно сложно — то безутешно, то острожно, жить в ней и грустно, и тревожно, но без России невозможно". Нет, это мы попали не в самый удачный пример. А вот страница 123: "Не думай, что искусства ты форпост, не тешь себя победами лихими. Придет пора, и на Аллее звезд прохожие твое затопчут имя". Гораздо веселее и самокритичнее. Следует отметить, что подобные ироничные четверостишия в книге остались в меньшинстве — с бОльшим удовольствием Илья Резник сбивается в граничащий с пафосом сурьез. Это не "гарики" Губермана, но в качестве эпиграфов для школьных сочинений на тему нравственности многие представленные произведения вполне подойдут.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости