ВОСЕМЬ КОМПОЗИТОРОВ НА ОДНУ МАНЕРУ ДЛЯ СОЛИСТОВ И ГАСО

Солисты лондонского Covent Garden — сопрано Иветт Бонер и Виктория Нава, тенор Джеймс Эдвардс, бас Мэтью Роуз — выступили c гала-концертом 20 марта в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Помимо оперных сцен, арий и дуэтов В.А.Моцарта, Гаэтано Доницетти, Джакомо Пуччини, П.И.Чайковского, Антонина Дворжака, Жоржа Бизе и Джузеппе Верди, звучали оркестровые номера из тех же опер в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России с британским маэстро Александром Уокером за пультом.
В концерте прослеживались две тенденции: усредненность исполнения и возрастание уровня мастерства по мере приближения к финалу. Первая проявилась у всех, кто "звучал" на сцене, — в одинаковой оркестровой манере и манере каждого певца. Однообразная мило-кокетливая игра и заменившие фразы "голые ноты" Иветт Бонер, добрейший взгляд с поволокой и выстраданные верха Виктории Навы, порывисто-романтичный Джеймс Эдвардс, у которого Ленский, Хозе и Отелло сливаются в единый микс — старания солистов были заметны, но на исполнении это мало отражалось. Пролетела муза и мимо ГАСО - сколько не пытался сдержанный Александр Уокер быть замеченным, выполнявший роль "караоке" оркестр увидел его лишь в финале, в увертюре к "Силе судьбы" Джузеппе Верди. Что касается возрастания уровня мастерства, то, начав с фальстарта, музыкантам все же удалось закончить гала более-менее достойно. В самом начале концерта, после увертюры к "Свадьбе Фигаро" В.А.Моцарта, выходивший с пением на дуэт Фигаро и Сюзанны Мэтью Роуз благополучно продефилировал по сцене из одного конца в другой и удалился после нескольких фраз в противоположную дверь. Оркестр замолчал. В зал запустили внушительную кучку опоздавших поклонников вокального искусства. Заключалась ли причина остановки в несобранности нашей публики или в том, что на дуэт вовремя не вышла Иветт Бонер, неясно. Александер Уокер дождался, когда доиграют мобильники опоздавших, и дал ауфтакт к повторному воспроизведению моцартовского дуэта. Но сколько бы не старались эффектные Роуз и Бонер толкать друг друга бедрами и целоваться, после своего ухода они вызвали очень жидкие хлопки. Когда же после этого зазвучал дуэт графини и Сюзанны (слушатели возлагали надежды на "оперной комплекции" Викторию Наву, и внешне, и по тембру напоминавшую свою сладкогласную коллегу Тарью Турунен), стало ясно, что в унисон девушкам петь не стоит, т.к. четвертитоновых расхождений между голосами Моцарт не писал. После такого "мяу-мяу" в программе неожиданно произошли изменения — "Das Thal" Рихарда Штрауса заменили на популярное оркестровое интермеццо из оперы "Сельская честь" Пьетро Масканьи. Мэтью Роуза это, может, и спасло, а вот российский коллектив — не очень. Впрочем, ко второму отделению все несколько выровнялись. Особенно солистам удавались сольные номера, а не дуэты. Мэтью Роуз очень недурно спел арию Гремина, обнаружив не только хорошее произношение (местами более славянское, чем у Дмитрия Хворостовского), но и близость к своей манере партий именно такого плана, нежели звучавший в начале комедийно-суетливый Фигаро. Виктория Нава неплохо выложилась на Арии Леоноры из вердиевской "Силы судьбы". Оркестру тоже более всего повезло в увертюре к "Силе судьбы" - коллектив продемонстрировал некую драматургию, и дирижер искренне был этому рад. Ведь маэстро на протяжении всего вечера пытался придать музыке хоть какое-то разнообразие. Но в целом выступление солистов Covent Garden оставило впечатление чего-то ненастоящего — недочувствованного, недопрожитого, недодуманного, недопетого.
Мария Зуева, InterMedia

Последние новости