"ЖЕСТЬ": ЗДЕСЬ ЛАПЫ У ЕЛЕЙ ДРОЖАТ НА ВЕТРУ

Журналистка "Комсомольской правды" Марина (Алена Бабенко) получает задание съездить в психиатрическую лечебницу, чтобы написать материал о маньяке, отрезавшем женщинам головы. Она отправляется в городок с характерным названием Азотсталь, однако на следующий день после ее приезда маньяк сбегает из клиники. Вместе с милиционером Павлом (Вячеслав Разбегаев) Марина отправляется на поиски беглеца. Поиски заводят их в заброшенное садоводческое товарищество, больше похожее на муравейник. Там героиня остается в одиночестве. Знакомства с аборигенами "муравейника" позволяют ей понять, что встреча с убийцей - далеко не самое страшное, что может произойти с ней на заброшенных дачных участках. Да и само "дело маньяка" при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не таким однозначным, как казалось вначале.
Фильм "Жесть", хоть он и позиционируется создателями как психологический триллер, не стоит воспринимать всерьез, а уж тем более оценивать с позиций соответствия жанру. Ведь что, по сути, представляет собой классический "психологический триллер" — как правило, это мрачная история, напряжение в которой плавно нарастает по ходу развития сюжета. Когда паранойя становится нестерпимой, зрителей ждет неизбежный и долгожданный катарсис в виде продолжительной погони с криками, гулкими шагами, звучащими в бесконечных коридорах, и, возможно, стрельбой. "Жесть" безжалостно разрушает эти каноны, используя приемы классического триллера лишь для того, чтобы подчеркнуть гротескность рассказанной в ней истории. Напряжение достигает максимума еще в начале картины, а к концу превращается в обычный фарс, заставляя киноленту балансировать на грани между черной комедией и фильмом ужасов. При этом обилие в картине всевозможных маньяков, отморозков и просто психически нездоровых людей - не только в стенах психбольницы, но и вне ее - позволяет наклеить на "Жесть" ярлык психопатологического триллера.
Действие картины разворачивается в мистическом пространстве заброшенного садоводческого товарищества, которое создатели наделили свойствами ада. Люди, населяющие эти края, давно уже перестали быть людьми и даже внешне перестали быть похожи на них. Периодически участки на черном коне объезжает сопровождаемый такой же черной собакой персонаж по имени Терминатор, лицо которого закрыто грязной повязкой. По участкам ходит местная мафия, называющая себя "Талибами", - отморозки в тренировочных штанах, с улыбками олигофренов, открывающими гнилые остатки зубов. Законченность картинке придают дома с выбитыми стеклами, покосившиеся заборы, помойки и ямы, в изобилии разбросанные по товариществу. Вообще, визуальный ряд фильма "Жесть" вне всякой критики — инфернальные пейзажи запечатлены оператором с пугающей реалистичностью, что придает этим невероятным картинкам какую-то алогичную красоту. Чуть похуже оказались диалоги и реплики героев, самая яркая из которых — фраза Алены Бабенко, отвечающей заплетающимся языком в ответ на приставания одного из "талибов": "Я не мадам, я мадмуазель". Сильная актерская игра таких звезд, как Михаил Ефремов, Сергей Шакуров, Вячеслав Разбегаев, та же Бабенко и др., при желании могла бы позволить им обойтись вообще без слов. Однако главным достоинством "Жести" остается ее полная непредсказуемость и "неклишированность". Такое ощущение, что создатели картины сознательно играют со зрителем в странную игру, заставляя его плутать в своих чувствах и отношениях к персонажам так же, как главная героиня плутает по заброшенным дачным участкам. Вот-вот начинают наклевываться отношения между Павлом и Мариной, герои проникновенно смотрят друг на друга, обмениваются многозначительными фразами… и тут создатели безжалостно выдергивают Павла из картины. Только-только зритель начинает верить в невиновность маньяка и жалеть несчастного беглеца, как он жестоко убивает собаку, чтобы написать ее кровью записку для Марины. Таких ходов в "Жести" предостаточно. Ее создатели явно повеселились от души, рассказывая эту мрачную, жестокую, а местами очень смешную историю. Получилась эдакая "сказка ужасов", из тех, которыми так любят пугать друг дружку дети бессонными ночами в палатах пионерских лагерей и санаториев.
Евгения Чайкина, InterMedia

Последние новости