ЮРИЙ ЦАЛЕР — "ПТИЦА ЗУ"

"Никитин". Релиз диска состоялся в январе.
Несмотря на довольно крупную надпись на обложке "Мумий Тролль" - гитара", диск адресуется вовсе не фанатам этой группы. Конечно, они прикупят в свою коллекцию артефактов альбом гитариста Цалера, но не исключено, что будут разочарованы непохожестью записанной здесь музыки на "тролльскую". "Птица Зу" - название известной в нешироких кругах первоуральской группы, лидером которой Юрий Цалер являлся еще до приглашения в "Мумий Тролль". Команда существовала в начале 90-х, о ней писали в рок-журналах, но услышать ее тогда мало кто успел. Несмотря на позитивные отзывы слышавших, обширной популярности "Птица Зу" не снискала и особого следа в рок-культуре не оставила. В данное издание вошли восстановленные и ремастированные записи "Птицы Зу" разных лет. Почему поклонникам "Мумий Тролля" не обязательно его слушать? Да потому что наибольший интерес пластинка вызовет у тех, кто помнит музыку начала 90-х. Если бы судьба "Птицы" сложилась удачнее, коллектив вполне мог бы стать одним из лидеров отечественного рока — играли они отлично и песни сочиняли броские, да и форматы тогда были существенно шире. Но отсутствие четких правил имело обратную сторону: с таким же успехом интересные музыканты могли остаться безвестными, что и случилось с группой Юрия и Стаса Цалеров. Добавим, что представленные композиции были хороши именно для своего времени — сегодня их раскрутка не имеет особых перспектив, хотя некоторые тенденции "Птица Зу" сумела предвосхитить. Вообще этот альбом - не для потребителей, а для исследователей, не для любителей музыкального фаст-фуда, а для меломанов.
О "Птице Зу" принято писать, что она пыталась играть на русском языке "манчестерскую волну". Из этого посыла можно развить целую теорию, объясняющую причины не сложившейся карьеры группы: мол, и аутентичные представители жанра пользовались у нас в стране скорее уважением, чем любовью, а для звездного статуса этого мало. Но я бы не стал зацикливаться на британских индустриальных центрах, потому что "Птица Зу" не сотворяла себе кумира, а предпочитала мыслить широко и черпала вдохновение в весьма разнообразных источниках. Так, ряд песен данного альбома испытал влияние диска группы "Автограф" "Каменный край" - недооцененного масштабного прог-рокового полотна 1989 года: сравните хотя бы "Шаг за шагом" и "О, мой мальчик". Заткнуть уши при встрече с музыкой коллег из соседнего Екатеринбурга Цалер тоже не мог, поэтому проскальзывающие в текстах бытовые подробности несколько понижают градус благоговения перед опередившими время песнями. Например, второй трек имел все шансы оказаться в хитах за счет красивой романтичной мелодии, но стихи подкачали — они про пиво (композиция называется "Там, где реки пива"). В "Ты уйдешь" Цалер удивляет гитарным звучанием в духе хавтановского "Замка из песка": возможно, Юрий мог бы запантентовать такой саунд раньше группы "Браво". А песня "Забота" разгонит усевшихся поудобнее у колонок кисейных барышень — это натуральный рэп в духе Beastie Boys с исключительным по грубости матерным текстом. Есть также "Помада", в которой слышится будущий брит-поп, и "Дай мне яду", предвосхитившая рэпкор. Остальные вещи навеяны пресловутым "Манчестером", электронной новой волной или русским роком. Но довольно классификаций. Правда заключается в том, что первоуральские парни с удовольствием экспериментировали, не загоняя свою музыку в какие-то рамки. Спустя полтора десятка лет некоторые это оценят.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости