"ЛАБИРИНТ": ГУБЫ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ

"Видеосервис". Релиз состоялся в октябре.
(Labyrinth, США, 1986, режиссер - Джим Хэнсон, в ролях - Дженнифер Коннелли, Дэвид Боуи, Тоби Фруд, Шелли Томпсон.)
У городской девушки Сары (Дженнифер Коннелли), помешанной на средневековье и умороченной замками, колдунами и прочей феодальной эстетикой до такой степени, что она и песика-то своего зовет Мерлин, реальная проблема: родители заставили ее посидеть дома с младшим братиком. "Да чтоб тебя гоблины забрали!" - в сердцах кричит она на младенца. Сказано - сделано. Пришли и забрали, делов-то. "Но это же несправедливо!" - возмущается Сара. "Зависит от того, с чем сравнивать!" - ухмыляется ей импозантный верховный тролль. И пришлось нашей новоявленной Герде, называя вещи своими именами, уходить в андеграунд, сложными путями находить общий язык с маленьким народцем, скитаться в лабиринтах, являясь ариадниной нитью для самой же себя, прослушать там в исполнении короля гоблинов добрый десяток песен Дэвида Боуи и, в конце концов, вспомнив ключевую банальность: "У тебя нет надо мной власти!", вернуться в человеческий мир, обретя в дебрях Зазеркалья новых друзей. Вынесла ли Сара для себя из этой истории какой-либо урок? Прекрасно понимая, что ответ будет неутешительным, режиссер-мультипликатор Джим Хэнсон ("Темный кристалл") рекомендует зрителям разобраться в этом самостоятельно.
Когда в доисторическую эпоху госприемки, кооперативных пирожков и "дико смелой" передачи "До и после полуночи" "Лабиринт" в силу до сих пор непонятных причин был показан на очередном фестивале детского и юношеского кино, ажиотаж у касс кинотеатра достиг накала атомного пожара. Оно и понятно. Вплоть до того момента детей у нас от подобной инфернальщины берегли. Впрочем, дети кино это как раз-таки не увидели - все билеты были задолго скуплены чуткими, с развитой интуицией, спекулянтами. Но и у взрослого зрителя "Лабиринт" вызывал ошеломление. Особую интригу происходящему придавало участие в картине полузапретного, обвиняемого прессой то в фашизме, то в гомосексуализме Боуи (сборная пластинка его в серии "Архив популярной музыки" выйдет гораздо позже). Да и таких девушек, как Дженнифер Коннелли, предмет самого пристального внимания юного подонка Лапши из "Однажды в Америке" и повелительница насекомых из самого страшного фильма Дарио Ардженто "Phenomena", на московских улицах можно было встретить, разве что предварительно приняв ЛСД. Плюс особая, действительно очень сказочная реальность (что уж тут говорить, исполнительный продюсер - Джордж Лукас), глубина и резкость красок и, конечно, причудливость всевозможных зверей изобретательно сконструированных кукольным виртуозом Хэнсоном, создателем Маппетов. Наиболее яркими получились собакоподобный сэр Дидимус и рогатый Луду, сочетающий в себе черты льва, обезьяны и медведя. И все-таки без обаяния Боуи вся фата-моргана рассыпалась бы в прах. Смешнее всего, что этому кроулианцу не нужно здесь даже ничего играть - чего он, впрочем, и не делает, одним фактом своего присутствия в подземных вычурных интерьерах олицетворяя собой притягательность зла. Сказка - ложь, да в ней намек.
Что до намека, то он здесь весьма очевиден, восходит к европейской классической традиции и сводится к тому, что "губы Снежной королевы волшебны и почти теплы". Короче, девочки, берегите себя и не зомбируйтесь понапрасну вычитанным из дамских романов средневековьем, в этике которого вы все равно ничего не смыслите. Это прочтение фильма Джима Хэнсона с позиций сегодняшнего дня представляется наиболее актуальным. Короче говоря, "Лабиринт" заслуживает внимания. По прошествии без малого двадцати лет он выглядит несколько архаично, но все равно - здорово. Сейчас нет даже и такого.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости