ПИРАТЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ РАНЫ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ "КОНТРАФАКТ"

Беспрецедентная по размаху операция под кодовым названием "Контрафакт" была проведена МВД РФ с 21 по 30 ноября практически во всех субъектах Российской Федерации. В операции по выявлению и пресечению деятельности изготовителей и распространителей самой разнообразной контрафактной продукции (от "Боржоми" и алкоголя до музыки и видео), были задействованы подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, экспертно-криминалистический центр МВД, правовой департамент. Впервые к борьбе с контрафактом была привлечена Федеральная миграционная служба, что связано с повысившимся интересом правоохранительных органов к подпольным предприятиям, на которых широко используется труд незаконных иммигрантов. Общее количество сотрудников правоохранительных органов, участвовавших в операции, оценивается в несколько тысяч человек.
По сведениям из хорошо информированных источников, результаты операции расцениваются руководством МВД как вполне удовлетворительные. В распоряжении агентства InterMedia оказались материалы, отражающие некоторые детали проведенных оперативных мероприятий. В частности, в Пензенской области сотрудниками милиции изъято более 6 тыс. DVD. В Ульяновской области пресечена подпольная деятельность семи предприятий, выпускавших пиратскую продукцию, изъято дисков более чем на 700 тысяч рублей. В Калининградской области из оборота изъято контрафактной аудио- и видеопродукции на сумму 1,5 миллиона рублей. В Твери был проведен обыск на территории одного из заводов, в котором оперативники обнаружили производственный цех по изготовлению DVD, принадлежащий ООО "Медиа Системс", производительностью около 100 тысяч единиц в сутки. На складе хранилось 22 тысячи готовых дисков с различными фильмами, играми для Sony PlayStation-2, а также аудиопродукцией. В Москве изъято почти полмиллиона контрафактных кассет и дисков, сотрудники транспортной милиции проверили около 1.600 объектов и изъяли контрафактную продукцию на сумму 20 миллионов рублей. Остановлена незаконная деятельность восьми подпольных цехов и студий. Возбуждено 62 уголовных дела, из них 19 - по статье 146 УК РФ ("нарушение авторских и смежных прав").
Эксперты по информационной безопасности г. Москвы и сами пираты признают, что операция "Контрафакт" — событие экстраординарное. Акция московского УБЭПа привела к тому, что в уик-энд 26-27 ноября в Москве из розничной продажи почти полностью исчезли пиратские компьютерные CD-ROM, DVD и музыкальные CD. По утверждению ряда онлайновых изданий, в течение недели в Москве стало необычайно трудно купить дешевую пиратскую медиа-продукцию.
В целом, по предварительным оценкам, в период проведения операции только на заводах, специализирующихся на выпуске оптических носителей, было произведено на 30 процентов меньше контрафактной продукции, а их убытки составили примерно 20-30 миллионов рублей. Что касается незаконной торговли контрафактными CD и DVD, то за время проведения операции были закрыты три четверти торговых предприятий, только в Москве пираты не смогли реализовать продукцию на сумму около 150 миллионов рублей, а общероссийские потери "интеллектуальных флибустьеров" оцениваются в 2,8 миллиарда рублей. Эксперты так оценивают потери пиратов (в миллионах рублей) по важнейшим регионам страны: Москва - 150, С.Петербург и Московская область - 100, Ростов-на-Дону, Челябинск, Владивосток, Новосибирск, Красноярск, Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и Волгоград - по 80. Таким образом, потери криминала только в 13 важнейших регионах страны составили 1,15 миллиарда рублей.
В результате перекрытия транспортных потоков контрафакта склады оказались забитыми как легальным, так и контрафактным товаром. Крупные серые дилеры приостановили поставки. В сюжете на канале НТВ были показаны полупустые ряды крупнейшего столичного торгового комплекса "Горбушкин двор".
В то же время операция показала и неожиданные результаты. В условиях отсутствия контрафакта ожидалась активность легальных продавцов и компаний-правообладателей, однако ничего подобного экспертами замечено не было. Причина, очевидно, в страхе попасть под горячую руку: ни для кого не секрет, что зачастую под видом борьбы с контрафактом велась жесткая конкурентная борьба. В итоге осторожность легальных компаний привела к тому, что после окончания операции "Контрафакт" пиратская продукция проявила себя на рынке в еще большем объеме. В канун Нового года народ так изголодался по музыке и видео, что на лотках с нелегальной продукцией выставили дополнительных продавцов. Кроме того, было выявлено, что немалое число правообладателей оказалось не в состоянии документально подтвердить факт владения теми или иными объектами интеллектуальной собственности.

Последние новости