КАРЕН ШАХНАЗАРОВ СЧИТАЕТ ДУТЫМ УСПЕХ РУССКИХ БЛОКБАСТЕРОВ

Пресс-конференция генерального директора киноконцерна "Мосфильм" Карена Шахназарова прошла в пресс-центре газеты "Московский комсомолец" 23 ноября. Представляя журналистам Карена Георгиевича, ведущий пресс-конференции, руководитель пресс-центра Сергей Рогожкин отметил, что у Шахназарова множество титулов, званий и должностей, которые даже нет смысла перечислять, поскольку все они, в сущности, носят рабочий характер. От предложенного вступительного слова глава "Мосфильма" отказался, заметив, что "особенно-то сказать и нечего". Формальным поводом для встречи с прессой послужило избрание Карена Шахназарова членом Общественной палаты РФ. Отвечая на первый вопрос о необходимости поддержки "Мосфильма" государством, директор киноконцерна заявил о полном отсутствии таковой и напомнил, что эта поддержка не осуществляется с 1991 года: "Несмотря на государственный статус, "Мосфильм" существует исключительно как рыночное предприятие. Наши проблемы — это наши проблемы". Рассказывая о современном этапе развития студии, г-н Шахназаров заметил: "Расширение — это постоянный процесс. Так, недавно мы ввели мощный блок компьютерной графики, которую раньше приходилось заказывать на стороне". Объемы производства за последние годы существенно увеличились — в настоящее время на "Мосфильме" находится в производстве более ста различных картин. Учитывая специфику кинопроцесса, можно рассчитывать, что около 70 лент удастся завершить. Однако Карен Георгиевич отнюдь не разделяет бодрости и оптимизма по поводу победоносного шествия российского кино. "Являясь, не побоюсь этого слова, отраслеобразующим предприятием, - с усмешкой заметил генеральный директор "Мосфильма", - находясь внутри процесса, мы отчетливо понимаем: прокатчики искажают реальные данные об успехах российских блокбастеров. Реальные показатели не соответствуют приводимым цифрам, эти данные завышены. Посмотрите вокруг — рынок по-прежнему полностью контролируется голливудской продукцией, а нас хотят убедить, что русские фильмы всех побили". Таким образом, полагает Карен Шахназаров, проамерикански ориентированные прокатчики хотят снять вопрос о квотировании национального кинематографа: "Дескать, зачем это надо - у российских фильмов и так все отлично". Между тем, заметил руководитель "Мосфильма", во всем мире практика квотирования национальной кинопродукции успешно применяется, самый типичный пример — Франция, где она носит весьма жесткий характер. (Строго говоря, во Франции квотирование в настоящее время затрагивает лишь сферы телевидения и радиовещания — об этом периодически напоминает посол Франции в России Жан Кадэ. — Прим. ред.) "И дело не только в российском кино, - отметил г-н Шахназаров. - У нас практически нет в прокате и европейского кино, и азиатского, и латиноамериканского. Да и американского вообще-то нет! Ведь Голливуд - далеко не все американское кино". Кинематограф безусловно нуждается в господдержке, без этого он просто не выживет, считает Карен Шахназаров. В особенности это касается так называемого некоммерческого кино, то есть собственно киноискусства. В США эта практика применяется так широко и грамотно, как нигде в мире — через многочисленные фонды, вплоть до поддержки "патриотических" боевиков Пентагоном - "а у нас откровенно манипулируют цифрами, стремясь не допустить квотирования". Однако, добавил Карен Георгиевич, иждивенчества по отношению к государству тоже нельзя допустить.
Говоря о своем избрании членом Общественной палаты, г-н Шахназаров сказал, что это явилось для него полной неожиданностью. "Не хотелось бы оказаться в положении "а вот этот у нас — от кино", - съязвил режиссер. Отвечая на вопрос, при ком легче жилось российскому кинематографу - при Путине или Ельцине, — гендиректор "Мосфильма" сказал: "Да, слова Путина о защите отечественного кинопроизводителя так и остались тезисом. Но при Ельцине произошел полный крах индустрии, настоящая катастрофа. Множество людей осталось без профессии, без средств к существованию, многие умерли… И посмотрите, что происходит сейчас. Да, проблем очень много, далеко не все так хорошо, как говорят. Мы вынуждены возрождать отрасль практически с нуля. Но рост налицо". Рассказывая о знаменитом посещении Владимиром Путиным "Мосфильма", Шахназаров отметил, что чрезвычайно остро стоявшую проблему акционирования киноконцерна президент решил буквально за десять минут. Сравнивая современный российский кинематограф с советским, Шахназаров заявил, что последний был, безусловно, на голову выше. "На одном "Мосфильме" в 70-е годы работало порядка двадцати режиссеров экстра-класса, в стране существовало 15 киностудий, и в каждой — еще два-три выдающихся мастера. Кого вы можете назвать сейчас?!" В качестве примера мэтр вспомнил о новом празднике 4 ноября. "Встал вопрос — что показывать народу. Показать нечего — только Пудовкина, фильм "Минин и Пожарский". Пудовкина!" - со смехом повторил Шахназаров. "Хотя деградация коснулась ведь не только нашей страны: то же самое происходит и во Франции, и в Америке, не говоря уже об Италии", - с грустью признал директор. На вопрос, внушает ли ему что-либо в отечественном кино оптимизм, Карен Шахназаров с оговорками отметил фильмы "Бумер" Петра Буслова, "Возвращение" Андрея Звягинцева ("Хотя на самом деле его работа, безусловно, вторична, но талант есть"), "Итальянец" Андрея Кравчука, "Звезда" Николая Лебедева. "Проблема российского кинематографа не только в утрате качества, но и в утрате самобытности", - добавил режиссер. "Бессмысленно соревноваться с Голливудом на его поле — с каким угодно бюджетом. В мире на самом деле ценится только самобытность", - считает Шахназаров. В подтверждение своих слов он рассказал о фестивале русского кино во Франции, который не первый год проходит с большим успехом, притом исключительно по инициативе принимающей стороны. Вскоре на нем планируется показать ретроспективу фильмов Леонида Гайдая, специально отреставрированных и снабженных титрами на "Мосфильме". Это будут "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию" и "Кавказская пленница". Представлять картины во Франции будет вдова режиссера, актриса Нина Гребешкова. В завершение пресс-конференции Карена Георгиевича поздравили с присужденной ему 8 ноября премией "Бизнес и искусство". "По-моему, это противоположные вещи, — с улыбкой заметил генеральный директор. - Но тоже хорошо!"
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости