ЮРИЙ МУХИН — "THE FIRST ELECTROGUITAR IN USSR"

"Снегири"/"Легкие"/"Мелодия". Релиз диска состоялся в октябре.
Все-таки подобные диски не должны выходить часто — радость притупляется. Выпущенный подлейблом "Легкие" компании "Снегири" сборник первого советского электрогитариста Юрия Мухина встает в один ряд с дисками "Easy USSR" Оркестра электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина и пляжной компиляции "От Паланги до Гурзуфа". Все эти продукты призваны реабилитировать советскую легкую музыку в глазах современных слушателей. Современные не замедлили с восторгами: мещеринские самодельные электроинструменты действительно создавали удивительный звук, а в Паланге и Гурзуфе под счастливые песни отдыхали вполне счастливые люди. Но вот когда поставишь эти диски в CD-чейнджер и послушаешь подряд да вразнобой, картина "русского изи" складывается настолько полная, что каких-либо добавлений уже не требуется. А ведь без них не обойдется: будут и новые сенсационные находки в архивах "Мелодии", и складные концепции, под соусом которых "Легкие" выбросят очередные записи на рынок. Хватит ли сил всякий раз восторгаться по новой? Между тем, для самостоятельного исследования на тему "Как отдыхали советские люди" достаточно просмотреть пару десятков кинокартин 60-70-х годов: будет там полный срез и музыки, и танцев, и костюмов, и причесок. Несложно заметить, что степень унификации всего перечисленного оставляла желать меньшего: мода и отечественная легкая промышленность, а также Министерство культуры свободы для маневра жителям 60-х не оставляли — все и всЈ в этих фильмах одинаковое. Как ни прискорбно, "снегиревские" ретро-изыскания добавляют в эту картину не слишком много ярких красок. Да, была музыка, да, она была мила, но разнообразием она не отличалась. И звук, и пресловутые прически вокалисток — как под копирку. С этой точки зрения "Снегирям" будет очень тяжело по-настоящему удивить публику новыми "находками": по крайней мере, их саунд несложно предугадать.
Вышесказанное отнюдь не умаляет заслуг Юрия Николаевича Мухина. Вот он-то как раз на протяжении всей карьеры выскакивал за рамки и делал нечто непредсказуемое - от конструирования первой советской электрической гитары до применения в студии метода наложения (в те времена, когда многодорожечных магнитофонов вовсе не было!). Будучи востребованным аккомпаниатором, работавшим с главными эстрадными звездами прошлых лет, Мухин не забывал и о сольном творчестве — композиции, в которых он выступил не только в качестве гитариста, но и как автор, стали, пожалуй, самыми интересными на этом диске. Добавим к пунктирному изложению его славной биографии дружбу с первыми космонавтами и сотрудничество с цыганскими артистами, которых он даже учил игре на инструменте — хотя обычно цыгане с их особой техникой звукоизвлечения не допускают в свой монастырь "чужаков". Пластинка "The First Electroguitar In USSR" представляет разные грани таланта музыканта: "Юмореска", "Прогулка" и "Первые шаги" - отменные инструментальные пьесы собственного сочинения. Треки "Шелковый платок", "Малярка" и "Снова слышу голос твой" представляют "цыганский период" - Мухин подыгрывает солистам ансамбля "Патрик". Кроме того, можно услышать электрогитарную переработку романса "Клен ты мой опавший" и аккомпаниаторские работы Юрия Николаевича. Таких его патронов, как Кобзон и Лещенко, компиляция изящно обходит, потому что "Снегири" не могли не сосредоточиться на песнях, отвечающих представлениям Олега Нестерова о "советской легкой музыке": Анна Герман и Капитолина Лазаренко заскочили на эту пластинку будто по пути из Паланги в Гурзуф. Обратите внимание на то, как виртуозность гитариста сочетается в этих треках с достойной советского человека скромностью.
Рита Скитер, InterMedia

Последние новости