"И ГРЯНУЛ ГРОМ": БАБОЧКА ПОД САПОГОМ

Пресс-показ фильма "И грянул гром" (A Sound Of Thunder, США, 2005, режиссер — Питер Хайамс, в ролях — Эдвард Бернс, Бен Кингсли, Кэтрин Маккормак, Джемайма Рупер, Дэвид Ойелово) прошел в кинотеатре "Формула кино" (ТК "Атриум") 16 ноября.
Когда корпорация "Тайм Сафари" затеяла свой одиозный и крайне характерный для современности бизнес, она не знала на что идет. Для расчетливого руководителя компании Чарльза Хэттона (Бен Кингсли) существует только прибыль. Он увольняет доктора Соню Рэнд (Кэтрин Маккормак), изобретательницу технологии перемещений во времени, крайне озабоченную последствиями бездумных прыжков в прошлое, и устраивает для богатых диковинное сафари на динозавров. Доктор Трэвис Райер (Эдвард Бернс) и его команда выбирают только те жертвы, которые и так должны погибнуть естественным путем — таким образом, эволюции ничего не угрожает, а любители дорогих, но острых ощущений кладут огромные суммы в карман Хэттону. Главное условие для клиентов "Тайм Сафари" - ничего не трогать в прошлом — в один прекрасный день было нарушено: сошедший с тропы богатей раздавил сапогом бабочку. По возвращении, ребята обнаружили мир совершенно иным. И очень пожалели об этом.
Фильм снял Питер Хайамс, последний романтик современного кино, режиссер, оператор, сценарист, продюсер, засветившийся еще в 70-е детективными (нео-нуар "Соглядатай") и фантастическими (хорошо знакомый многим советский прокатный хит "Козерог-1") фильмами. В свое время он сотворил римейк классического вестерна "Ровно в полдень" Фреда Циннемана: картина получила название "С другой планеты", действие проходило в будущем, знаменитый шериф поджидал бандитов на одной из планет, те, соответственно, должны были прилететь с другой. Затем были более противоречивые "Космическая Одиссея-2010", "Патруль времени", "Конец света" и другие ленты. И вот грянул гром. Хрестоматийный (вошедший во все мыслимые и немыслимые антологии) рассказ Рэя Брэдбери гарантирует отсутствие свободы выбора. Наступил на бабочку — и ни тебе личной жизни, ни удачной карьеры, ни всего остального, чего хотелось. Рассказ, в котором сильна политическая подоплека, разумеется, не мог быть перенесен на экран в первоначальном виде. Полнометражный проект требовал иного размаха — доисторических существ, мутантов, небесных и подводных монстров, а так же - куда же без них - женских образов. Таким образом, сценарий был скроен по методу смешивания коктейля: в изобилии были представлены и те, и другие. Написанный в 50-е годы, рассказ подразумевал только один раскат грома, после которого метаться уже было поздно. Авторы сценария Томас Дин Доннелли и Джошуа Оппенгеймер (кстати, это они написали сценарий недавнего приключенческого примитива "Сахара") решили усилить доминанту: волны времени накатываются на планету постепенно, этапы изменения мира происходят по нарастающей, тем самым, предоставив героям больше времени для спасения мира. На спецэффектах, сопровождающих действие, следует остановиться подробнее. Невероятно, но топорнее работы современный экран не видел давно. Однако именно это придает картине удивительное сходство с американской фантастикой 50-х, когда герои прохаживались на фоне огромного экрана с движущимися картинками, а нарисованные динозавры ("Потерянный континент") носились за путешественниками по павильонным джунглям. Тем, кому по нраву задушевная наивность фантастических лент прошлого, оценят картинку Хайамса (оператор он же) по достоинству. Комплимент, для многих сомнительный — но на сей раз Питеру Хайамсу похвастаться более нечем.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости